Музей холодный изнутри и снаружи: экспедиция в никуда

Музей Арктики и Антарктики

Музей Арктики и Антарктики 17 мая открыл двери для вечернего и ночного посещения в рамках «Ночи музеев».

Музей Арктики и АнтарктикиВместо экскурсии посетителям предложили путевой лист — перегруженный деталями и трудный для самостоятельного освоения. Из дополнительных активностей — чёрно-белое видео про медвежат и возможность получить штамп «Почётного полярника».

«Ночь музеев» — это возможность взглянуть на привычные пространства по-новому. Для музеев — шанс проявить себя и привлечь внимание посетителей. Одни ограничиваются стандартными экскурсиями с небольшими тематическими вставками, другие пытаются добавить интерактива. Вот только не каждый эксперимент оказывается удачным.

Российский государственный музей Арктики и Антарктики — классический пример архаичного музея времён СССР. В его экспозиции нет ни намёка на современную мультимедийность: никаких QR-кодов, иммерсивных вставок и прочих новомодных способов подачи информации — и в этом его преимущество. У музея превосходные диорамы, редкие экспонаты, оформление в мягких зеленовато-синих тонах, объёмные карты и обилие текстовых вставок, которыми обвешаны все стены.

Здание музея стоит особняком, словно отрезанное от города, чем напоминает величественный айсберг. Пространство организовано с умом: залы поделены на тематические секции без навязчивой режиссуры маршрута. В этом он во многом напоминает Зоологический музей: полукруглый зал, в центре — большая карта, по периметру — чучела арктических зверей. Медведь, росомаха, песец, олень, лисица — и только отсутствие чучела человека радует.

Это великолепный музей, своего рода культурная капсула, дошедшая до нас почти в первозданном виде. Видно, с какой любовью и вниманием создавалась экспозиция ещё в середине прошлого века. Но сотрудники музея, похоже, забыли, что направление их работы достаточно узкое и требует — именно требует — дополнительного пояснения. Иначе посетитель просто теряется среди экспонатов.

Во время «Ночи музеев» сотрудники отказались от экскурсионной программы — об этом очень сбивчиво объявлялось по громкой связи при запуске каждой новой группы. Взамен выдавали путевой лист: запутанный и местами абсурдный. Его целевая аудитория неочевидна: для детей — слишком сложно, для взрослых — слишком утомительно. Один из первых пунктов — выписать фамилии руководителей всех экспедиций по освоению Арктики до 1937 года. Фамилий — десятки, и отдельным списком они нигде не приведены. Имена нужно выискивать вручную, вчитываясь в каждый из текстов, а текста здесь предостаточно.

После прохождения путевого листа посетители могли получить штамп о присуждении звания Почётного полярника. Для галочки. Многие сдавались уже на первом вопросе и «забивали», предпочитая просто наслаждаться экспозицией. Особым магнитом для таких стал чёрно-белый фильм о медвежатах, снятый в лучших традициях советского документального кино. Грустные, пушистые — аудитория к ним прилипала мгновенно.

Фильм напоминал «Госпожу Тундру» Сергея Мирошниченко — по общему настроению лёгкой печали и сдержанной досады. Хотя, откровенно говоря, именно такие эмоции больше подходили к описанию самого путевого листа.

Если говорить об экспонатах, ситуацию заметно спасали инсталляция полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1», выполненная в реальный размер, и диорамы. Последние были особенно красивы: станция в бухте Тихой, ледокол «Красин», Игарка, Мурманск, обсерватория Тренкеля… Но без пояснений они превратились в безжизненные макеты, по которым не понять ни сути, ни контекста. Всё впечатляет формой, но теряется в содержании.

Музей Арктики и Антарктики — не про север и науку, а про то, как плохо работает музей без людей, которые могли бы объяснить, зачем ты сюда пришёл. И что вообще происходит.

 

Наталья Викторовна Петрова, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики:

«Для того чтобы погрузиться в тему работы на дрейфующей станции, мало просто прослушать экскурсию. Для нас было очень важно, чтобы посетитель, приходя на «Ночь музеев», через себя пропустил каждого специалиста, который работал на дрейфующих станциях, почувствовал те суровые условия, понял, как тяжело было вчетвером длительное время находиться на наблюдениях, и почему эти четыре человека получили звание Героев Советского Союза после окончания работы дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Помимо маршрутного листа, который мы предлагаем гостям, у нас работает интерактивная зона, где четыре сотрудника музея, в образе членов экспедиции, помогают гостям отвечать на вопросы или проверять ответы. Эти маршрутные листы, возможно, не самые лёгкие для прохождения, но для нас было важно показать значимость и масштабность работы, тем самым, возможно, замотивировать к получению той или иной профессии в будущем или более углублённому изучению этой темы».

Текст: Эллина Чернышёва
Фото: Евгений Веснин

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Музей холодный изнутри и снаружи: экспедиция в никуда"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.