Вольтер не достаётся никому

Вольтер

В воскресенье, 10 марта, в театре-студии СПбГУ прошёл очередной показ спектакля «Кому достанется Вольтер». Зрителям рассказали о жизни знаменитого философа и борьбе за право обладания им.

Постановка решена в формате сторителлинга, в чём актёры признаются ещё в начале выступления. Однако, вместо выразительного чтения по ролям, перед зрителем разворачивается целый мир политических интриг, реальных трагедий и человеческой алчности, освещённый лишь скромным светом софитов.

Сценарий основан на научно-популярных и художественных произведениях о жизни и творчестве Вольтера, а также на мемуарах, письмах и воспоминаниях его современников. Постановка не преуменьшает способностей Вольтера как учёного, мыслителя и публициста, однако на первый план выходят его личная жизнь и любовные связи. Такой подход чаще встречается при описании судеб женщин, однако в театре-студии СПбГУ доказали, что и мужчин можно преподнести как объект всеобщего воздыхания и желания. В этом смысле спектакль можно назвать очень даже прогрессивным.

В постановке участвуют всего два актёра, однако они берут на себя десятки ролей. Благодаря визуальным, акустическим и другим приёмам создателям спектакля удалось не только погрузить зрителя в эпоху Вольтера, но и окружить его множеством противоречивых персонажей. Для этого используется театр теней, куклы и маски, словно взятые из древнегреческих постановок, танцы, пение, язык тела и пластика. Создатели крайне креативно подошли к своему детищу. Например, одного из ключевых персонажей играет портрет. Прусский король Фридрих Второй общается с Вольтером через динамики, в то время как сама картина подсвечивается то жёлтым, то белым, то красным цветом, в зависимости от настроения и благосклонности монарха.

Портреты в целом занимают важное место в представлении. Актёры разговаривают с ними, пишут письма изображённым на полотнах героям, передвигают их по сцене. Это помогает не запутаться в количестве действующих лиц — как главных, так и второстепенных. В частности, на картинах изображены мадам Дени, маркиза Дю Шатле, Фридрих и даже Екатерина Вторая.

Главную мужскую роль, то есть самого Вольтера, взял на себя Сергей Лисенков. Его напарница Аделина Правоторхова первую половину постановки играет Маркизу Дю Шатле, а вторую — мадам Дени. Обе героини были главными любовными интересами французского писателя и философа, который в первую очередь прославился непостоянной творческой натурой. Вольтер постоянно менял не только любовниц, но и покровителей, а под конец жизни — и страны. Больше всего он ценил свободу, однако по-настоящему свободен никогда не был.

Также оба актёра периодически выступают в роли рассказчиков, переключаясь между персонажами с помощью смены деталей костюма и использования всё тех же марионеток или масок. Больше всего внимания к себе приковывает Аделина. Она смотрится гармонично и естественно, примеряя на себя любых персонажей, и каждому даёт особую изюминку, нередко затмевая напарника, что, впрочем, выглядит вполне уместно.

Постановка изображает Вольтера рабом страстей и увлечений. Он отдаёт себя то наукам, философским трактатам и театру, то крупным и мелким романам, ищет понимания в дружбе с сильными мира сего, но в конечном итоге разочаровывается в жизни, поскольку все хотят лишь стать хозяевами такой известной личности, обладать ею, но немногим действительно нужен сам Вольтер.

«Даже после его смерти борьба за обладание Вольтером продолжилась и усилилась», однако церковь запретила предавать земле его тело согласно христианским традициям, а наследие философа было продано в Российскую Империю вскоре после его кончины.

Так кому же в итоге достался Вольтер? Своей первой любви — Маркизе Дю Шатле? Фридриху Второму, который покровительствовал писателю долгие годы? Его наследнице и племяннице — мадам Дени? Или, быть может, Вольтер слился с литературой, философией и публицистикой, принадлежа одной науке?

Авторы постановки дают на это такой ответ: «… сейчас каждый может стать обладателям самой малой частички Вольтера». Впрочем, если взглянуть на его жизнь, напрашивается совсем другой ответ. Он не принадлежал никому, даже самому себе. Ни при жизни, ни после смерти. Вольтер всегда стремился к свободе без обязательств, хозяев и невзгод, чтобы посвятить себя творчеству, но его образ жизни заковал философа в цепи, которые он так и не смог сбросить.

Текст: Эллина Чернышёва
Фото: пресс-служба СПбГУ

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Вольтер не достаётся никому"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.