В Петербурге презентовали альбом пейзажной живописи с «документами через сердце»

непарадный Ленинград

В четверг, 15 февраля, в Петропавловской крепости прошла презентация нового альбома «Непарадный Ленинград». В нём представлены работы художников 1930–1940-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Авторы взяли весьма необычную, во многом уникальную тему: пейзажная живопись 30–40-х годов прошлого века. Когда мы вспоминаем этот период истории, в первую очередь на ум приходят масштабные изменения в политической жизни страны, довоенные пятилетки, индустриализация, но в представленных работах мы всего этого не видим. Напротив, пейзажи яркие, воздушные, дышат жизнью и передают дух спокойной молодости. Очень мало бесцветных, серых, эмоционально тяжёлых работ — даже несмотря на то, что сами авторы порой сталкивались с несправедливыми обвинениями.

Например, Николай Дмитриевич Емельянов неоднократно подвергался арестам, а после канул в Лету. Согласно некоторым источникам, его расстреляли в 1938 году. Немногочисленные сохранившиеся работы остались у друзей, а позднее перешли в собрания музеев Петербурга и Москвы. Невозможно, чтобы такой художник ни разу не попытался сублимировать свои сомнения, страхи и мысли в живопись или акварель. Либо же работы, представленные в альбоме, заведомо прошли слишком строгий отбор.

Военная тема затрагивается в альбоме лишь мельком, словно её и не было, — лишь на примере картин четырёх художников: Бориса Ермолаева, Василия Калужина, Вячеслава Пакулина и Александра Русакова. Составители альбома будто бы намеренно проскакивали этот период даже во время презентации, когда рассказывали о судьбах художников. Тогда не совсем понятно, зачем следовало брать именно такой временной отрезок, если, как минимум, четыре года из него вычеркнуто?

Конечно, редкие авторы могли писать в годы блокады, однако и работы, созданные по воспоминаниям, в альбоме тоже представлены достаточно скудно.

Большая часть картин вышли из-под кистей молодых художников. Поэтому, по словам составителя, «в пейзажах очень много жизни», что порой смотрится чересчур светлым, вылизанным, фальшивым. Как город, так и его жители предстают исключительно радостными, почти нет дождливых пейзажей.

Спикеры не раз делали акцент на аполитичности искусства, и на том, что это честное видение художников, «документ через сердце», «эмоциональный материал», однако эмоции в нём прошли строгий отбор.

На протяжении нескольких десятилетий музей целенаправленно собирал коллекцию городского пейзажа. В издание вошли 124 работы: живописные произведения, акварели и цветные литографии с видами города на Неве. Это произведения 22 ленинградских художников. Среди представленных картин преобладает реализм, однако кое-где проскальзывают и нотки более авангардистских течений.

Альбом вышел в свет в конце 2023 года, но его презентация по какой-то причине прошла только через два месяца. Некоторые работы выводили на большой экран с помощью проектора, также, после завершения официальной части, все желающие могли пролистать альбом и задать вопросы его составителям.

Примечательно, что большинство работ написано из окон. Выступавшие на презентации со смехом замечали: «Те, у кого был не очень подходящий вид, ходили по гостям». В этом чувствуется очень много тёплой обыденности. Так называемые «окнисты» старались запечатлеть Ленинград в разное время суток, передать разные его состояния. Это общая мысль всего альбома: Петербург — город контрастов, но каждая его грань по-своему прекрасна.

Поэтому выставка и получила такое называние. Повседневный, «непарадный Ленинград» — это про эмоции, а не архитектуру, помпезность или какие-то исторические события.

Альбом «Непарадный Ленинград» представляет собой лишь первую часть коллекции. В 2024 году Музей истории Санкт-Петербурга планирует публикацию второй части. В неё войдёт живопись и графика 1950–1980-х годов, объединённая общей темой города на Неве, а значит составители не ограничатся пейзажами, но и добавят в издание иные жанры.

Вера Евгеньевна Ловягина, автор-составитель каталога «Непарадный Ленинград»:

«Часто говорят, что пейзаж — это жанр штудийного характера, что это не совсем полноценное произведение искусства. Вот картина жанровая — это да, а пейзаж — не совсем то. Тем не менее, изучая каталоги того времени и анализируя состав представителей работ живописных и графических, понимаешь, что пейзаж занимал очень большое место в экспозициях выставок тех лет. Живописная традиция, которая родилась именно у этой группы художников, впоследствии перетекла в произведения более молодых авторов послевоенного времени, закрепилась в искусстве и никуда не исчезла и по сей день».

 Текст и фото: Эллина Чернышева

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "В Петербурге презентовали альбом пейзажной живописи с «документами через сердце»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.