Во вторник, 20 июня, в Малом выставочном зале Санкт-Петербургского союза художников состоялось открытие выставки петербургских пейзажей «Белая ночь».
Современные художники не отошли от традиций монументальной живописи, но привнесли в неё новые черты. На выставке можно встретить картины, созданные в разнообразных стилях и техниках, но имажинизм, реализм и импрессионизм преобладали над остальными художественными направлениями. Концептуально произведения разделили на два блока. В первом зале были выставлены большие работы, написанные маслом, во втором — графика, акварель и миниатюры.
Несмотря на название выставки, далеко не все авторы изображали белые ночи. Судя по расположению теней, на многих картинах был запечатлён день, вечер или восход, но работы с изображением ночного города всё же преобладали. Работы наследников Ленинградской пейзажной школы объединила тема портрета ночного Петербурга. Кто-то решил показать портрет города через детали: Елена Исаева изобразила львов на Банковском мосту и статую из Летнего сада. Некоторые решили, что образ Петербурга можно передать и через пригороды.
Можно было ожидать, что работы напишут в жемчужной, серебристой гамме, но на выставке очень мало привычного серого. Художники запечатлели не классический Петербург, а его яркое отражение. Они хотели обозреть весь город целиком, взяв в качестве натуры наиболее известные достопримечательности, и показывали их с необычного ракурса, трактовали «открыточные» виды по-своему, используя тёплые и яркие цвета.
Многие авторы изображали лишь размытые образы, избегая чётких линий, объединяли дальний план в один сплошной силуэт. Черты импрессионизма были заметны в стремлении передать не столько суть изображения, сколько ощущения и впечатления с помощью цветовой гаммы. Такие полотна навевали теплые, летние воспоминания и ощущение безмятежности.
Некоторые художники намеренно нарушали перспективу, чтобы усилить выразительность образа. Чаще всего это можно было заметить в архитектурной тематике, где изображались нарочито кривые, плавающие дома. Здания или их фрагменты в качестве объектов натуры встречались довольно часто. Очень многие художники изобразили город безликим, показав пейзажи с высоты птичьего полёта. Люди. как правило, были обрисованы парой мазков и не имели лиц или же были написаны со спины.
За счёт этого работы порой выглядели жутко; глядя на них посетители невольно могли почувствовать себя неуютно. Как правило, авторам удавалось усилить ощущения дискомфорта с помощью изображения пустых тёмных улиц, которые вот-вот готовы были поглотить случайного прохожего.
Меня больше всего впечатлили картины Кирилла Малькова. В его работах «Адмиралтейский проспект», «Синий мост», «Вечер на Фонтанке» и т.д. очень живо передан свет. Эти картины вблизи были похожи на тысячу пёстрых мазков, но издалека собирались в единое изображение, подобно пикселям. Ночной город оживал в ярких жёлтых и оранжевых мазках фонарей на фоне темного пейзажа.
После открытия выставка была доступной для посещения лишь час. Впрочем, любой желающий ещё успеет увидеть её вплоть до 9 июля и полюбоваться на такой разный Петербург, сошедший с мольбертов художников.
Татьяна Павлова-Зеленская, руководитель выставочного отдела Санкт-петербургского союза художников:
«Художникам нужна не только мастерская, не только супруга, которая поддерживает художника всю жизнь. Ему нужны зрители. А зрителям и художникам нужна возможность оптимально хорошо, комфортно, интересно, вкусно (конфетки вот положили не случайно) показать это творчество. Я думаю, что призвание художников и тех, кто их поддерживает и продвигает, сейчас в том, чтобы выстроить параллельную действительность, которая становится основной. Чем больше красоты, тем меньше безобразия. Мы живём в мире, который создают художники».
Текст и фото: Эллина Чернышёва
Прокомментируйте первым "«Белая ночь» раскрывает художественный образ ночного Петербурга"