С субботы, 17 июня, в галерее KGallery доступна для посещения выставка «Самиздат. Музыка, которой не было».
Проект позволяет новому поколению меломанов соприкоснуться с артефактами субкультур прошлого века. Экспозиция расположена на двух этажах выставочного пространства. Здесь представлены коллекции самиздата русского рока, оригинальные выпуски журнала РОКСИ, музыкальные пластинки из рентгеновских снимков и многое другое. В ходе изучения экспонатов посетители выставки совершают путешествие во времени. От 1950-х, когда только зарождалось явление музыкального самиздата, до 1980-х, когда ранее запрещённая музыка становилась культовой.
Не заметить место проведения выставки просто невозможно. Погружение в атмосферу прошлого века начинается уже на подходе к галерее. Организаторы украсили вход на выставку большими виниловыми пластинками фирмы «Мелодия». Дух эпохи раскрывает музыкальное сопровождение. В каждом зале играют как известные композиции мастодонтов самиздата, так и не получившие огласки релизы. Кроме изучения вещественных атрибутов, гости могут пообщаться с людьми, заставшими эпоху советского музыкального андеграунда. Многие из консультантов выставки были творцами самиздатской истории и представляют здесь экспонаты из своих частных коллекций.
Первым и, пожалуй, самым необычным экспонатом выставки стали пластинки из рентгеновских снимков. Поколение советских меломанов коллекционировало запрещённую музыку — как зарубежную, так и российскую (преимущественно репрессированных или эмигрировавших артистов). Слушали её на гибких пластинках, созданных кустарным способом из отпечатанных на прозрачной плёнке рентгеновских снимков. Называли их по-разному: «rock’n’roll на костях», «записи на рёбрах», «музыка костей». Исправность таких пластинок была совсем недолгой, музыку можно было проиграть только несколько раз, однако эти запретные мелодии, даже со множеством изъянов, пользовались большим спросом у меломанов.
Стоили такие «самопальные» копии гораздо дешевле оригиналов, но имели существенный недостаток: в ходе нелегального сбыта носителей часто случались ошибки, и жаждущие записей Элвиса Пресли могли получить песни Петра Лещенко. Так благодаря тяге молодёжи к западной культуре зародилась «стиляжная» субкультура, породившая первое поколение подпольных самиздатчиков.
Следующим экспонатом стала большая коллекция магнитофонных бобин, сформированная в период с 60-х до 90-х годов прошлого века. В собранных экспонатах содержатся не только голоса времени, но и изображения кумиров, а также творчество коллекционеров. Фабричные упаковки бобин меломаны украшали коллажами. Вырезки из журналов, фотокопии картинок и фрагменты редких иностранных упаковок — всё это служило уникальным декором кассет. Тотальный дефицит приводил к тому, что каждый владелец бобинных кассет становился дизайнером, привносившим свой вклад в культуру. Стремление украсить любимую коллекцию и сделать ее уникальной было не единственной причиной для творчества — многим хотелось закрыть приевшийся советский дизайн картонных конвертов и придать видимость западного лоска.
В соседнем зале представлена «Комната мечты меломана»: уникальная коллекция самиздатовских рок-журналов РИО и РОКСИ, ставших символами эпохи. Оформление журналов, посвящённых рок-музыке в Советском Союзе, поражает своим качеством. Все страницы периодики напечатаны на машинке, дополнены настоящими фотографиями, сделан переплёт. Причиной возникновения такого вида самиздата стал информационный голод. Полистать такую вещь было мечтой многих ценителей музыки, а иметь выпуск журнала в личной библиотеке для многих ещё долгое время оставалось несбыточной мечтой. На страницах рок-самиздата можно было узнать о проходивших концертах, фестивалях, о новых исполнителях.
Главным атрибутом счастья для меломана было владение катушечным магнитофоном. Чтобы приобрести его, многим нужно было довольно долго экономить, поэтому в комнате мечты меломана стоят четыре «бобинника» и много другой раритетной техники.
На открытии выставки присутствовал Рудольф Фукс. Он не только соратник многих музыкантов, которым посвящена экспозиция, но и частный коллекционер. Рудольф Израилевич поделился историей одного из приёмников. По его словам, приёмник «Балтика» он купил на «кровяные» деньги (выплаты донорам за сдачу крови) в конце десятого класса. Позднее, переделав его в усилитель и скомпоновав со звукозаписывающей аппаратурой, собрал свою первую домашнюю студию. Сейчас «Балтика» занимает видное место на выставке и привлекает посетителей колоритным шуршанием из динамиков.
Кристина Березовская, владелица и директор галереи:
«При создании выставки мы ориентировались на молодое поколение музыкальных фанатов. Тех, кто уже не застал бобин, магнитофонов и субкультур. Нам показалось важным познакомить их с такими явлениями, как самиздат и советский андеграунд».
Текст и фото: Елизавета Инчина
Прокомментируйте первым "Музыка на костях и «кровяные» деньги"