С 13 по 18 сентября в Петербурге на площадках театра «Особняк» и «Зал#3» прошёл фестиваль документального театра «Re:док».
Найти ответы на вопросы
Культурная программа фестиваля была представлена пятью спектаклями московского Театр.doc и читкой пьесы драматурга, шеф-драматурга инклюзивной театральной компании «Разговоры», мастера курсов в Школе креативного письма Элины Петровой «Запись прерывается». Образовательная программа включала в себя лекции, мастер-классы и создание документального спектакля «Самостоятельная работа». По словам организаторов, основная цель «Re:док» заключается в изучении человека-ценителя и человека-создателя документального жанра в театре.
Организовало фестиваль независимое театральное пространство «Зал#3», на чьей площадке прошли открытие фестиваля и события образовательного блока. В программу открытия вошли беседа с резидентами Театра.doc и «Зал#3» о документальном театре, рассказ Элины Петровой о создании пьесы «Запись прерывается» и представление драматургом Софией Дымшиц проекта «Самостоятельная работа».
Куратор образовательной программы фестиваля Лиза Остропико рассказала о значении его названия: «В названии обязательно должна быть приставка “re”, которая используется в электронных письмах и обозначает ответ на сообщение. Стало понятно, что “Re:док” — идеальное название, потому что оно обозначает место, где можно найти ответы на вопросы, которые ставит документальный театр».
«Я как драматург впервые сделала документальную пьесу, даже не зная о понятии документального театра, — призналась София Дымшиц. — Мне показали смешные тексты, и появилась идея их смонтировать. Это была пьеса «Знак», из неё вырос мой дипломный спектакль».
«Я очень люблю документальное кино, — сказала на открытии фестиваля Элина Петрова. — Ещё будучи студенткой, увидела фильм Александра Расторгуева, которого позже убили в Африке, и почувствовала энергию, которая исходит от людей, рассказывающих о себе». Элина также сообщила, что после окончания магистратуры в Испании она решила пожить в Киеве и пришла на театральный фестиваль, куда приехал Театр.doc. «Благодаря док-театру я поняла, что могу встречаться с совершенно разными людьми и быть ближе к ним, понимать их точки зрения, их жизненную ситуацию, — пояснила она. — Через док-театр я могу быть проводником между человеком, у которого нет возможности выйти на сцену, и пусть небольшой, но аудиторией».
Организаторы фестиваля обратились с вопросом к зрителям, что значит документальный театр для них и как они его понимают.
Затем Элина Петрова прочитала небольшую лекцию о документальном театре. «Представьте себе пожилую женщину лет шестидесяти, — начала она. — Перед ней обычная столовская чашка без опознавательных знаков, за ней — сероватая стена с окошечками, через которые в столовых выдают еду. Я сфотографировала её в тот момент, когда она протягивала руку и что-то мне говорила». Эту женщину, которую зовут тётя Зина, Элина встретила в больнице, где навещала подругу с сотрясением мозга. Тётя Зина внезапно пересказала девушкам всю свою жизнь, а в финале добавила: «У меня все от рака умерли, одна я осталась. Должен же кто-то всех хоронить». «Бывает неснятое кино, а бывает непоставленный спектакль», — резюмировала Элина, имея в виду историю тёти Зины.
По словам драматурга, история документального театра уходит в начало двадцатого века. Всеволод Мейерхольд использовал в партитурах спектаклей газетные вырезки и кинохронику, воспроизводя на сцене некоторые исторические события. Ярким примером док-театра может служить пьеса немецкого драматурга Петера Вайса «Дознание» («Расследование») о судебном процессе над палачами из концлагеря Освенцим. Американская актриса и драматург Анна Дивер Смит стала автором документальных спектаклей о расовом неравенстве.
В Россию документальный театр вернулся только в двадцать первом веке благодаря семинарам британского театра Ройял-корт и появлению в Москве Театра.doc
Основным понятием документального театра является введённая создателем Театра.doc Михаилом Угаровым «позиция ноль», которая заключается в принятии человеческой истории без осуждения, в готовности быть слушателем, который не отвернётся от рассказчика. По мнению Элины Петровой, «позиция ноль» является камнем преткновения для многих документалистов, полагающих, что дистиллированная объективность невозможна. «Ваше принятие и желание услышать чужую историю открывает все двери, — сказала она. — Насколько вы заинтересованы в человеке, настолько он и будет с вами открыт, настолько и впустит вас».
Кинорежиссёр Марина Разбежкина ввела термин «зона змеи» — личная территория, в которую рассказчик вас не пустит. «У каждого из нас “зона змеи” своя, — отметила Элина. — Кому-то раскрыться очень просто: через час человек выкладывает вам всё о себе, а для кого-то это большой путь, для которого нужно немалое время».
Элина Петрова призналась, что всегда уходит от своего собеседника влюблённой в него. «Я люблю человека, который рассказывает мне о себе, и не знаю, как можно по-другому, — заявила она. — Я благодарю его за это и чувствую огромные подъём и благодарность».
В финале лекции драматург кратко представила собственную пьесу «Запись прерывается», которую предстояло прочитать желающим из числа гостей открытия фестиваля. Она была написана во время локдауна, к тому времени Элина стала автором около двадцати документальных пьес. «Эта пьеса про рефлексию документалиста над самим собой, — сказала Петрова. — Я использую для своих пьес истории других людей, задаю им самые неудобные вопросы, они «раздеваются» передо мной. Но почему я не делаю этого с собой? Почему я не направляю инструментарий документалиста на себя?!»
По словам Элины Петровой, пьеса «Запись прерывается» стала для неё первым опытом автоэтнографического текста. В этом тексте нет героев и сюжетных перипетий, каждая часть пьесы является чем-то значимым для автора «словно камушки и ракушки, которые укладываешь в сумку, потому что они стали для тебя сокровищем».
После читки драматург София Дымшиц предложила любителям документального театра присоединиться к созданию спектакля «Самостоятельная работа». Для того, чтобы стать соавтором документальной пьесы, достаточно было дважды в день в течение фестиваля отвечать на вопросы, которые поступали при помощи бота в Телеграме.
Дополнительным источником материала для спектакля стала «Зона документальной безответственности» — пространство в глубине сцены, за экраном, где все желающие могли сфотографировать свои ботинки на лежавший там миниатюрный цифровой фотоаппарат, записать собственное высказывание на висящий на верёвочке цифровой диктофон, оставить на столе любую вещь, вынутую из карманов, или нарисовать её фломастерами на листах офисной бумаги.
В другом конце зала, за местами для зрителей, разместились инсталляции, посвящённые спектаклям культурной программы фестиваля.
Экологичная эмпатия
В субботу, 17 сентября, в театральном пространстве «Зал#3» в рамках образовательной программы фестиваля прошёл мастер-класс Элины Петровой «Как слышится, так и пишется». Заявлялось, что создательница множества документальных спектаклей даст возможность участникам мастер-класса попробовать себя в роли автора собственного документального высказывания.
Поскольку некоторые участники по окончании мастер-класса торопились на очередной спектакль в театр «Особняк», у Элины Петровой было строго ограниченное время, с освоением которого она справилась не идеально.
Мастер-класс начался с адресованного его участникам вопроса, идентичного тому, который прозвучал на церемонии открытия: как вы понимаете документальный театр и что он значит для вас. Позволив высказаться всем остальным, Элина перебила корреспондента ОПЦ и не дала закончить довольно важную мысль.
Затем драматург предложила выполнить довольно известное тренинговое упражнение «Пять свиданий», только в версии Элины оно было сокращено до четырёх. Участники мастер-класса, по очереди объединяясь в случайные пары, делились друг с другом историями о своём самом счастливом и самом тяжёлом дне, о самом ярком впечатлении из прошлого.
На следующем этапе Элина Петрова с помощью слушателей попыталась сформулировать основные принципы общения при сборе материала для документального спектакля: значимость персоны слушателя; близость и интимность ситуации общения; наличие общего вайба; доверие, откровение и атмосфера безопасности; наличие эмоционального компонента; ответственность за чужую историю («не поцарапать») и, наконец, экологичная эмпатия.
Поскольку другие запланированные упражнения не укладывались в отведённое время, мастер-класс завершился очередной лекцией и ответами на вопросы. Драматург отметила, что лучшими лекторами являются импровизаторы, которые способны гибко учитывать интересы конкретной аудитории. Процесс создания документальной пьесы она разделила на три этапа: интервьюирование, расшифровка записи и монтаж. При общении с «донором» историй важно не давить на него и не вытягивать информацию, но оставаться внимательным к нему и при последующем монтаже истории.
Говоря о задачах актёров, занятых в постановке документальных пьес, Элина Петрова заявила, что актёр должен просто передавать то, как он чувствует текст, и помнить, что актёрская игра с перевоплощением прячут живого человека, превращая его в персонажа.
«Мы сопровождаем человека в его погружении на дно», — такой сильный образ док-театра Элина привела в финале мастер-класса.
Портрет не только в зеркале
С вечера тринадцатого до утра семнадцатого сентября бот в Телеграме присылал вопросы. «Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Опишите, что вы видите прямо сейчас». «Опишите себя, как будто описываете незнакомого человека. Какого цвета волосы? Какие глаза и нос? Есть ли какие-то особенности? Постарайтесь использовать только собственную память, не смотреть на фотографии и/или в зеркало». «Что для вас значит слово “документальный”. Что/кто может быть документальным?» «Как вам кажется, можно ли записывать слова человека, чтобы потом использовать их в художественном произведении, без его ведома?» «Что вам интересно в документальном театре?» «Зафиксируйте (сфотографируйте или запишите) слоган, название или рекламное объявление. Объясните, почему именно его». «Зафиксируйте одну фразу или отрывок диалога — этом может быть речь случайных людей, ваших знакомых, ваша. Объясните почему вы выбрали именно эти слова». «Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Опишите, что вы видите прямо сейчас».
Вопросы приходили в 11 утра и в 11 вечера, поэтому вполне логичным было успеть ответить на каждый из них в течение ближайших двенадцати часов. Но вот дедлайн для ответа на последний вопрос установлен не был, в итоге, как минимум, два ответа корреспондента ОПЦ просто пропали и не вошли в материал для пьесы. Уже в третий раз в течение фестиваля прозвучал вопрос о документальном театре.
Спектакль «Самостоятельная работа» заключался в ненавязчиво инсценированном чтении перемешанных ответов из бота тремя актёрами с экранов смартфонов. Стоит согласиться с режиссёром проекта Виктором Сениным, что ничего более сложного за один вечер было бы не создать.
В ходе обсуждения спектакля драматург София Дымшиц призналась, что хотела создать портрет, собирательный образ человека, интересующегося документальным театром. Странно, что слово «портрет» она восприняла слишком буквально и при составлении вопросов сделала значительный акцент на описании внешности, а не, например, внутренних качеств соавторов документальной пьесы. Также во время обсуждения спектакля его зрителям и соавторам в четвёртый раз за неполную неделю предложили ответить на вопрос о значении документального театра.
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Сопровождаем в погружении на дно"