В четверг, 14 июля, в Выставочном зале Санкт-Петербургского союза художников открылась выставка «Без одежды». Ознакомиться с экспозицией можно будет до 7 августа.
Просторное помещение с белыми отштукатуренными стенами, где-то в глубине зала играет джаз, который на деле оказался всего лишь случайной песней на радио. Весьма печально, ведь я уже начала строить теории о связи именно этого произведения со всей выставкой.
Любезная женщина на входе остановила семейную пару, отмечая, что с детьми до 18 лет нельзя — такое уж возрастное ограничение. Весьма странно, учитывая, что в зале представлены произведения искусства, а не что-то натуралистичное и возбуждающее. Например, Эрмитаж открыт для всех посетителей с нуля лет, хотя там присутствуют обнажённые статуи времён античности и Возрождения.
На представленных картинах, как правило, изображены человеческие фигуры в полный рост. По большей части женщины. А вот статуэтки не всегда походят на людей — они имеют причудливые формы и пропорции или не изображают человеческое тело целиком. Так, многие подобны Венере Милосской благодаря частичному отсутствием рук. Часто скульпторы изображают торс без головы и половину конечностей. На одном из произведений вместо человеческой головы была голова слона или индийского божества — трудно было понять задумку автора. По описанию это может звучать и жутко, но на самом деле выглядит величественно и интересно.
Произведения скомпонованы по авторам, разделены на четыре зала и пять блоков: классические и форматные живописные холсты, хулиганский, во многом экспериментальный зал, затем классическая графика, а в длинном зале совместили живопись, графику и два Эдемских садика.
Как правило, на одном полотне можно было увидеть лишь одного обнажённого человека, но порой встречаются дуэты и совсем редко — группы. Под словом «человек» я имею в виду женщин. На все четыре огромных зала удалось насчитать лишь 17 изображений мужчин, причём двое из них были полностью одеты, а ещё одним был ребёнок. Притом, существ неопределенного пола в этом подсчёте я также отнесла к мужчинам.
Кстати, на некоторых произведениях персонажи были в одежде, вопреки названию выставки. Например, на картине Владимира Александрова «Купальщицы» все изображённые были в купальниках, дважды можно было заметить полностью одетого мужчину в компании обнажённой женщины.
Ещё в паре произведений присутствовали мифические персонажи: фавны, женщины с крыльями. По большой части они выходили из-под кисти Василия Федотова, который пишет на тему славянских сюжетов: «Леда», «Сирена», «Пастораль», «Банька». Встречались и гигантский лебедь, обнимающий девушку, и герои мифов. Например, «Жертвоприношение Исаака», миниатюрная статуя Рената Давлетшина, выполненная в мраморе.
По большей части представленные на выставке произведения были не старше 20–30 лет, но встречались и совсем новые. По словам одного из спикеров, работа была закончена ею за два дня до открытия «Без одежды».
Стоит отметить, что модели и их изображения не всегда соответствовали всем современным стандартам красоты, особенно во втором зале. Художники и скульпторы искали прекрасное в разнообразных сюжетах и формах. Некоторые из итоговых работ имели совсем искажённые пропорции, а где-то творческая самобытная натура художника проявилась настолько ярко, что на изображении за множеством мазков и красок далеко не сразу угадывались человеческие черты. Как, например, в картине Григория Потоцкого “Anna”.
Жанровое разнообразие удивляло. Этот же автор рисовал белой краской по белому холсту, назвав картину «Белым по белому».
Наиболее привычной для глаз формой искусства была графика. Она показывала вполне привычные сюжеты классическими приёмами. Реализм лишь изредка перемешивался с немного расплывчатыми, растекающимися фигурами. По сравнению с предыдущим экспериментальным залом эти работы выглядели совершенно классическими.
У некоторых экспонатов, преимущественно скульптур, не было табличек. Их поспешно клеили сотрудники за 15 минут до открытия.
Мне больше всего понравились работы Геннадия Алехновича, размещённые в первом зале. На выставке представлены его «Вкус карамели», «Понедельник» и «Каприз». Все они яркие, стилизованные жемчужины, передающие главную тему с помощью экспрессии и буйства насыщенных цветов. Контраст красок добавляет его работам глубину.
По словам художников, они хотели показать настоящую человеческую душу. Обнажённый человек раним и беззащитен в своей наготе, именно это тонкое ощущение и стремились передать авторы. Создать что-то настоящее и прекрасное.
Татьяна Юрьевна Павлова-Зеленская, руководитель выставочного отдела, куратор выставки:
«Идея выставки действительно принадлежит мне, как и некоторые придумки, то, что называется неймингом. Но, на мой взгляд, куратор — это тот, кто единолично решает все вопросы, жёстко строит концепцию, заранее знает, кто и что принесёт. У нас это делается не так. Если я знаю, что художник работает в этом жанре, я предлагаю ему лично, кто-то узнаёт на своих секциях, кто-то товарища за руку приводит. В итоге получается такое вот коллективное творчество. Причём, мы учитываем и пожелания, и даже капризы участников.
Хочу сказать спасибо Латифу Казбекову и возрастным художникам. Им очень много лет, но у них такая обнажёнка, что дай бог 20-летним и 30-летним так писать, как пишут они. Хочу пожелать им доброго здоровья, а молодым — достигать вершин, работать и в этом жанре, и в других.
Я сторонник таких тематических выставок, которые позволяют художникам не только показать себя зрителям, но и оценить собственное творчество в контексте других работ».
Текст и фото: Эллина Чернышёва
Прокомментируйте первым "Оголяя душу"