В Социально-художественном театре, ныне располагающемся на Биржевой линии, проходят премьерные показы детского спектакля «Вадик поёт свою музыку» по пьесе Полины Коротыч.
Мальчик по имени Вадик уходит из дома, чтобы вместе с друзьями — котом и синицей — основать собственный мир в закрытом и пустующем (!!!) помещении магазина «Икея». Там он встречает ещё более странную ровесницу — девочку Свету, отношения с которой в корне меняют его дальнейшую жизнь.
Драматург Полина Коротыч, будучи человеком талантливым на грани гениальности, живёт по собственным законам в своей вселенной и не особенно нуждается в коммуникациях с нашим миром. По иронии судьбы при этом она занимается наполнением официальных аккаунтов в соцсетях одного из крупных театров. Коммуникации — её хлеб и её боль.
Связаться с драматургом, чтобы получить у неё комментарии по тексту пьесы, было непросто, пришлось просить общих знакомых. Впрочем, Полина имеет на это полное право — в её вселенной нет никакого Охтинского пресс-центра. Зато там есть Кот, который разговаривает с Синицей. У Кота семья — супруга и котята, а Синица — микроблогер, ведёт популярный аккаунт в Твиттере. Ещё есть мальчик и девочка — ну, вы уже знаете…
«Вадик поёт свою музыку» — это явная аллюзия на строчку из трека «Ай» рэпера Хаски (Дмитрия Николаевича Кузнецова): «Я буду петь свою музыку, самую честную музыку». «Да, я люблю Хаски, но это не отсылка к смыслу его песни, а просто ассоциация — по энергичности и заряду», — объясняет Полина.
«Вы не опасались того, что из-за названия зрители будут искать в пьесе и другие отсылки к Хаски и не находить?» — спрашивает Полину корреспондент ОПЦ. «Нет, не опасалась», — отвечает драматург. Других отсылок к Хаски в пьесе действительно нет. Получается, так можно было?
В начале февраля, когда мы смотрели спектакль, идея создания собственного мира в помещении закрытого и заброшенного магазина «Икея» казалась неожиданной и парадоксальной. Прошло всего два месяца, и — вуаля! «Икея» пуста, невозможное возможно. Как же Полине удалось это предсказать? «Я писала эту пьесу интуитивно и не рационализировала образы, которые появлялись, — признаётся она. — Как мне кажется, писательское мастерство в целом находится где-то в бессознательном, а там часто выхватывается что-то из будущего или прошлого».
Создатели спектакля считают, что он будет понятен детям начиная с девятилетнего возраста. Да, пожалуй, они смогут воспринять верхний пласт этой волшебной истории, увидят сказочных персонажей и почувствуют, что всё закончилось хорошо. Подростки с обнажённой душой обязательно отзовутся на пронзительную историю об одиночестве, непонимании с родителями, отсутствии близкого и понимающего друга. Взрослые, особенно знакомые с расширенной версией пирамиды потребностей Маслоу, увидят проблематику самореализации и самоактуализации.
Давайте посмотрим, что говорят о спектакле сами артисты.
Десятилетнюю Свету играет двадцатисемилетняя актриса СХТ Аня Дразнина — белорусская девушка редкой природной красоты. «В образе Светы меня тронуло её одиночество, — рассказывает Аня. — Внешне она защищается и отталкивает всех, но, на самом деле, ей очень не хватает близких людей. Ей, как и всем детям, хочется быть таким ребёнком, о котором заботятся родители и которому не надо думать, что сегодня съесть или как не замёрзнуть».
Рассуждения уводят её далеко за пределы пьесы: «Затем эти дети становятся взрослыми, очень обделёнными в детстве. А взрослых обычно не так жалко, как детей, почему-то… Но они же ни в чём не виноваты. К сожалению, сейчас это очень актуальная история: сколько таких Свет появится или уже есть…»
По словам актрисы, самое трудное в этом спектакле для неё — прозрачность и искренность. «Во “взрослых” спектаклях обычно всё сложнее, с двойным дном: говоришь одно — подразумеваешь другое — делаешь третье, — рассуждает она. — А тут всё прозрачно, наивно — для меня это сложно… В первое время было странное непривычное ощущение, что меня не поймут или не примут… Мы отыграли три спектакля, и до сих пор бывают такие моменты».
Исполнительница роли Синицы, директор театра Алина Король видит в пьесе сложную структуру: «Синица — персонаж сочувствующий и эмпатийный. Она и Кот — старые друзья Вадика. И они, согласно работам исследователя сказок Владимира Проппа, волшебные помощники в этой современной сказке. Ведь это, в первую очередь, сказка, и тут работают те же законы выстраивания структуры. Есть герой, которому предстоит пройти путь; в конце этого пути он станет уже другим человеком. И на пути ему встречаются сказочные персонажи, которые знают чуть больше, чем он, поэтому помогают ему сориентироваться в сказочном мире».
По словам Алины, её Синица любит Вадика и желает ему добра и счастья. Она помогает Вадику поверить в себя, чтобы тот перестал откладывать занятия музыкой и наконец спел. Блогерство вначале занимает Синицу всецело, но потом она решает сделать «информационный детокс».
Десятилетнего Вадика играет девушка, которая в анонсе спектакля упоминается на удивление скромно: «непрофессиональная актриса-подросток». Речь идёт о шестнадцатилетней Алисе Лютер, дочери киноактрисы Юлии Мавриной и дирижёра Святослава Лютера.
«Ключевым фактором, из-за которого я получила эту роль, было мое умение петь, — говорит Алиса. — На эту роль меня предложила Алина Король, с которой мы сдружились незадолго до начала работы над проектом».
«Алиса идеально подошла на эту роль по многим причинам, — поясняет Алина. — В том числе это связано с её личным бэкграундом, о котором я знала. Ну и, конечно, было важно, чтобы исполнитель главной роли мог петь».
В какой-то момент Алиса в роли Вадика села у правой от зрителей кулисы перед микрофоном и стала петь под гитару. Микрофон не включился, что очень опечалило юную актрису. Она на пару секунд трогательно выпала из роли и еле слышно (но корреспонденты ОПЦ на первом ряду всё разобрали) сказала: «Ну, ладно». Затем, вернувшись в роль, принялась петь без подзвучки.
«На самом деле, на сцене я не волнуюсь, — замечает она. — Это скорее особенность моего персонажа, нежели моя. К сцене я давно привыкла, ощущение нахождения на ней мне знакомо с малых лет».
Но почему мальчика играет девушка? И сложно ли ей? «Честно говоря, играть мальчика было совсем несложно, — отвечает Алиса. — Во мне много мужских черт, так что никакой проблемы с этим не возникло. Тем более, мужская роль мне ближе, чем женская».
Раскрывать эту мысль подробнее Алиса отказалась. Что ж, сохраним интригу и добавим к ней ещё одну. В название этого текста вынесена строчка из песни группы «Электрофорез», хотя нигде больше группа не упоминается. И что вы мне сделаете?
Текст: Евгений Веснин
Фото: пресс-служба СХТ
Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».
Прокомментируйте первым "Больничный белый свет больших магазинов"