Ровно год назад, 1 апреля 2021 года, на «Площадке 51» прошёл первый показ спектакля «Корова» режиссёра Инги Воск, роли в котором исполнили Александр Машанов и Настя Филяева.
Первоначально премьера была назначена на 8 марта, но её пришлось перенести по причине прямо-таки фантастической: Настя, исполнительница одной из двух главных ролей, отбывала десятидневный административный арест за участие в несанкционированных уличных акциях.
В основу спектакля положен рассказ современного бельгийского писателя Томаса Гунцига из цикла «Самый маленький на свете зоопарк». Немолодому одинокому мужчине приходит заманчивое предложение: бесплатно получить в пользование на три месяца корову, путём генной инженерии внешне превращённую в человека. Точнее, в симпатичную девушку, но с мышлением и поведением коровы.
В идее превращения бессловесной твари в человека (разумеется, с непредсказуемыми последствиями) действительно есть что-то от Булгакова. С той разницей, что вместо профессора медицины в рассказе фигурирует фермер-одиночка, «Преображенский от сохи», а в спектакле его заменяет целая молочная корпорация. Ещё, конечно же, корова не говорит, не курит, не играет на балалайке и не работает в подотделе чистки. Какая уж тут балалайка! Очеловеченное парнокопытное создано совсем для другого — для безнаказанной сексуальной эксплуатации.
«Изначально идея спектакля принадлежала мне, — рассказывает Александр Машанов. — Я много лет хотел сделать на основе этого рассказа произведение, но не спектакль, а фильм: короткометражный или полный метр. С Ингой я познакомился как с кинорежиссёром, когда снимался у неё. А когда участвовал уже во втором её фильме, она предложила сделать спектакль».
Третьим участником постановки можно считать резидента «Площадки 51» Владимира Антипова, который снялся в видеороликах в роли представителя той самой молочной корпорации. Неудивительно, что кинорежиссёр Инга решила перенести часть содержания спектакля на экран и даже заменить видеорядом большинство декораций. Примерно так любил работать в Петербурге корифей документального театра Михаил Патласов, который, как известно, окончил Институт кино и телевидения.
Герой Машанова живёт в Европе, при этом едет из дома на работу и обратно по «красной» линии петербургского метро, трясётся в вагоне, сидит в офисе — соответствующие изображения показываются на экране сзади. «Видеовставки, которые служат декорациями, длинны настолько, насколько это нужно для конкретной сцены. Продолжительность выверена, она не случайная», — отмечает Александр.
Пробуждение в пустой холодной квартире, метро, работа, опять метро, ужин в одиночестве, сон — так могло бы продолжаться годами. Но однажды жизнь его персонажа круто меняется. Курьер приносит большую картонную коробку с живым существом.
«Мы проводили полноценный кастинг, отсмотрели около сотни девушек, — продолжает Машанов. — Нескольких из них потом пригласили сняться для рекламных вставок. Во всех спектаклях, где ценится моё слово, я настаиваю на том, что кастинг очень важен. Cекрет успеха спектакля “Ло-ли-та” именно в кастинге. Да и сейчас 99 % возможного успеха — в кастинге».
По словам Александра, они с режиссёром хотели увидеть в роли «коровы» человека, с одной стороны, свободного и незакомплексованного, с другой — без излишней развязности. При этом открытого и готового к творчеству. «Когда Настя пришла, она сразу стала предлагать идеи и этюды, — добавляет он. — Было видно, что она погружена в творчество с головой».
«Придя на первый этап прослушивания, я поняла, что спектакль собираются делать очень талантливые и вдумчивые люди, готовые к сотрудничеству и сотворчеству, — признаётся Настя Филяева. — Несмотря на первоначальный скепсис, я бросила все свои творческие силы на то, чтобы убедить постановочную группу, что я очень хочу и могу присоединиться. И могу что-то сказать в этой роли, в которой у меня совершенно нет слов».
«Безусловно, Настя — это удача, — убеждён Александр Машанов. — Мы были знакомы и раньше. Я знал, что она поёт. Но то, что она стопроцентно попадает в этот образ, стало понятно только на кастинге».
Перед Настей как актрисой и как бесконечно смелой девушкой стоит, пожалуй, преклонить колено. Несколько сцен в камерном спектакле, в паре метров от зрителей, она играет полностью обнажённой. А когда её героиню насилует не нашедший иного подхода и взбесившийся от этого персонаж Машанова, зрители приходят в ужас. Настолько достоверно переданы эмоции насильника и жертвы, единство и борьба в их тандеме.
«Сцена изнасилования — одна из пиковых точек спектакля, одна из наиболее эмоциональных его сцен, — рассуждает Настя. — Она не оставила равнодушными никого в зале. Знаю, что на первом показе несколько человек после этой сцены покинули зал. Также знаю, что несколько зрителей во время просмотра разразились слезами. Расцениваю это как свою актёрскую победу».
После небольшой паузы она добавляет: «Моя цель — воздействовать на зрителя. Делать так, чтобы человек в зале получал впечатления. И, конечно, я осознаю, что для зрителей эта сцена была более тяжёлой, чем для меня как актрисы».
Сложно представить, что творится внутри у девушки, готовой раз за разом играть такую сцену. Тяжело ли ей на каждом показе, срабатывают ли глубоко сидящие триггеры. Какие демоны просыпаются, когда речь заходит о вторжении в её тело, пусть даже «невсамделишном».
«То, что мы делаем в этой сцене, не совсем просто, — находит Настя нейтральные формулировки. — Это нарушает личные границы зрителя, мои личные физические границы. Репетиции проходили максимально деликатно, и я всегда чувствовала себя в безопасности. Всё-таки я не только актриса, но и человек — со своими страхами, болевыми точками, фобиями».
У этой истории несчастливый, даже трагичный конец. «Мне кажется, что судьба моего персонажа безусловно могла бы сложиться иначе, — полагает актриса. — Вариантов много, но я не уверена, что альтернативная судьба коровы обязательно могла бы быть счастливой. В тех обстоятельствах, которые представляем мы, эта история обречена на трудности и страдания».
Сами создатели спектакля использовали в его анонсах эпитет «скандальный». Вероятно, чтобы подхлестнуть зрительский интерес. И скандал, разумеется, получили. «Критика в адрес нашего спектакля стала поступать задолго до дня премьеры, — вспоминает Настя. — Это может показаться странным, но в современном мире работает именно так. Мы стали публиковать промо-ролики, афиши, и люди реагировали очень разнообразно. Мне это кажется скорее положительным явлением — я бы расстроилась, если бы мы не получали никакого отклика вообще. Если люди реагируют, если что-то начинает шевелиться в их умах и сердцах, то это победа».
«Мы делаем свои спектакли не для критиков, не для феминистов или антифеминистов, — добавляет Александр. — Эту историю мы не придумали, а взяли уже готовой. Там всё совершенно прозрачно, нет никакой фиги в кармане».
Осенью одна высокомерная критикесса, посмотрев видеозапись спектакля, высказалась о нём в крайне оскорбительной форме. К ней присоединился модный квир-критик, который «Корову» вообще не видел, но нашёл в ней объективацию женщин. В ответ Настя Филяева записала видеообращение, где, в частности, говорится: «Это самый феминистский спектакль в нашем городе. Это самое честное высказывание, на которое я была способна».
Ёмкий и лаконичный отзыв о спектакле оставил директор книжного магазина «Все свободны» Артём Фаустов: «В первую очередь — внимание к деталям и замороченность на визуальной стороне представления (да и как иначе, когда диалогов тут наберётся едва ли на три минуты). Во-вторых, завораживающая и пугающая телесность. И, что самое главное, здесь в расхожую формулу “секс + насилие” наконец-то добавлена настоящая жизнь, что содержит гораздо больше составляющих — усталость, непонимание, беспросветное одиночество».
«Наша история о том, как современный человек, венец творения, стоит на самом верху пищевой цепочки и подчиняет себе весь мир, — говорит Настя в финале нашего разговора. — Мне кажется, в этом есть что-то неестественное. Наша история во многом про нарушение законов природы — именно по этой фундаментальной причине она обречена на трагический финал».
Текст: Евгений Веснин
Фото: Александр Казанский
Возрастное ограничение 18+
Прокомментируйте первым "Коровье сердце"