В арт-пространстве «Патефон» вечером 14 августа театр post провёл два премьерных показа спектакля «Ленточки» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко.
В центре белого экрана — мелкая надпись «ленточки» красным шрифтом. Если очень захотеть, уже в этом можно увидеть отсылку к альтернативному белорусскому флагу с польско-литовскими корнями — бело-красно-белому. Если не захотеть, то перед зрителями окажется лишь минималистично выполненное название спектакля — и не более.
По обоим краям от экрана — поставленные по диагонали одинаковые стеллажи из Икеи. На левом — два кассетных магнитофона и музыкальный центр. На правом — два проигрывателя пластинок и усилитель.
К левому стеллажу садится женщина, к правому — мужчина. На них обоих надеты светоотражающие жилеты салатового цвета. Они профессиональные актёры, но только не сегодня. В «Ленточках» они, скорее, исполнители, операторы, посредники. Их единственная задача — включать и выключать фонограммы на магнитофонных кассетах и пластинках, сверяясь с распечатками текста пьесы, лежащими тут же на пюпитрах.
Возможно, на фонограммах, которыми они манипулируют, записаны их собственные голоса — таким образом, они всё-таки играют в спектакле. Но зрители не знают этого наверняка. Да и не нужно. Не это главное.
«Магнитофон Sony красный, магнитофон Panasonic серый, музыкальный центр LG, — снизу вверх проплывают по экрану титры. Разумеется, красного цвета. — Кассета Sony, кассета SKC…»
Из колонок звучат голоса — мужской и женский. Они записаны несколько раз с наложением и небольшой задержкой, чтобы создать эффект не то эха, не то гула толпы. Вскоре зрители узнают, что в пьесе пять персонажей: худые милиционеры Игорь и Сергей, работники ЖКХ Павел и Алексей, их начальник — прораб. Последним поручено закрасить надписи на трансформаторной будке, содержащие ругательства в адрес белорусской милиции, а первым — охранять их. Ещё одно поручение — срезать с забора белые и красные ленточки, повязанные так, чтобы сымитировать всё тот же флаг.
Тем временем на экране появляются фотографии. Городские пейзажи, виды Минска. Некоторые сильно размыты, на других изображение удаётся рассмотреть. Ближе к концу спектакля зрители прочитают, что выполнены они в технике «пинхол» — сняты камерой, сделанной из спичечного коробка, на плёнку Kodak ISO 200.
Фотографии часто прикрываются трафаретами с незатейливыми изображениями: следы кроссовок, преследующие демонстрантов омоновцы в шлемах, деревья. Всего их тридцать — об этом тоже будет сообщено на экране с завидной педантичностью.
«Выбор такой формы связан с намеренным желанием отсутствия на сцене актёров, которые что-то разыгрывают — такой подход кажется максимально этичным по отношению к материалу», — отмечает режиссёр Дмитрий Волкострелов.
Обслуживание текста, о котором говорил Борис Павлович, поясняя идею постановки своего «Лавра», в «Ленточках» Волкострелова доведено почти до апогея. В этой постдраматической постановке ничто не отвлекает от текста. Слушайте фонограммы, смотрите на экран, растворяйтесь в размытых снимках, угадывайте изображение на очередном трафарете. А ещё — наслаждайтесь процессом. Именно в этой процессуальности действия, в щелчках кнопок музыкального центра, в шипении и потрескивании иголки звукоснимателя на пластинке, как и в самом тексте Павла Пряжко — на первый взгляд, сугубо бытовом — заключён гиперреализм, на чьём фоне явственно очерчивается та самая травма, о которой говорят в театре post.
Не забывайте: премьера приурочена к годовщине начала уличных протестов в Белоруссии. И надписи, и ленточки — оттуда. Хотя за час, что длятся «Ленточки», не звучит ни одна фамилия, «все всё знают, все всё понимают».
Очень важно, что создатели спектакля смогли воздержаться от расстановки знаков «плюс» и «минус», от проявления симпатий и антипатий. «Такого разобщения никогда не было», — говорит один из персонажей. Трещина, прошедшая по белорусам год назад, гораздо страшнее и, в то же время, гораздо интереснее для исследующего её художника, чем любые проклятия или дифирамбы.
Текст: Евгений Веснин
Фото: пресс-служба театра post
Прокомментируйте первым "Высморкался и достал дешёвую сигарету"