Научите меня не бояться

бабе

В Театре Поколений состоялась презентация книги Игоря Вережана «Спасибо бабе за победу», затрагивающая проблемы сексизма в школьных учебниках. Встреча прошла в рамках фестиваля «Рёбра Евы».

Презентацию вела Варя Михайлова, которая выступала посредником между залом и автором книги. Встреча позже перешла в формат дискуссии, высказаться на различные темы мог каждый зритель, и в течение всего мероприятия все три стороны (ведущая—писатель—зрители) говорили примерно одинаковое количество времени. Команда организаторов, а особенно Варя, активно использовала феминитивы, добавляя суффикс «-ка» даже там, где это не особенно требовалось. Будучи девушкой, я, как и многие другие представительницы женского пола, абсолютно не против, чтоб меня назвали автором, а не авторкой. К тому же, использование подобных феминитивов доходит до абсурда («волонтёрка», «директорка») и ужасно режет слух. Стоит сразу отметить, чтобы не возникло дальнейшего недопонимания: я считаю себя феминисткой, но не причисляю к конкретному направлению, отстаивая честность и равноправие. Многие «проблемы» сексизма кажутся мне мелочными по сравнению с реальным ущемлением прав тех или иных социальных групп. Прошедшее же фестивальное событие сфокусировало внимание немногочисленной аудитории на мелких проблемах, несостоятельность каждой из которой можно легко доказать.

Начнем с того, что автор книги, погружающей нас в проблемы сексизма в школьных учебниках, Игорь Вережан, ещё года полтора назад пребывал в абсолютном неведении относительно этих самых проблем, и ущемления прав женщин в целом. Подобная мысль пришла к нему только благодаря одной из его дочерей, которая, как и многие дети, является бойкой девчонкой, активно протестующей против глупого урока труда с его фартуками, швами, кастрюлями и прочим. Игорь создал книгу «Спасибо бабе за победу», в которой разбирает проблемы двойственного отношения учебников к потенциальным ученикам. Судя по реакции активистки, феминистки и пр. Варвары Михайловой, а также прочих феминисток из команды фестиваля, они активно поддерживают книгу и всерьёз относятся к описанным там «ущемлениям». Да и в целом казалось, что Варя знает содержание книги лучше автора, который присутствовал на презентации дистанционно.

Основной проблемой школьных учебников феминисткам видится предисловие. Да, именно та пара страниц в самом начале, в которых авторы высокопарными фразами желают ученикам удачи. Оказывается, в обращении к абстрактному учащемуся используется мужской род. Дескать, это оскорбительно и учит наших детей сексизму, ведь женский род в целом встречается в учебниках крайне редко. Вот только слова «человек», «ученик» не причисляют того, к кому обращаются, к конкретному полу. Они всего лишь обозначают группу в обществе или отдельную личность. Наконец, стоит ли говорить о том, что эти страницы читали буквально единицы детей, и вряд ли написанное оказало на них большое воздействие.

Возмущает ведущую и её единомышленниц и то, что в учебнике по обществознанию в задачах фигурируют в основном мужчины, а зарплаты женщин меньше, чем зарплаты мужчин. Да и в целом в кейсах об устройстве на работу к женщинам придираются больше. Но если вернуться в реальную жизнь, то можно вспомнить, что согласно Трудовому кодексу РФ, запрещающему работодателю при приёме сотрудника на работу учитывать его пол. Несмотря на закон, проблема честного трудоустройства возникает в обществе, но вряд ли в этом виноваты школьные учебники по обществознанию.

На одну реплику Игоря Вережана Варя случайно поощрительно ответила, что в учебниках встречаются такие ущемления женщин, которые можно не заметить, и оказалась совершенно права. Вряд ли многие бывшие или нынешние школьники могут сейчас согласиться, что на них сильно повлиял этот тонкий, еле приметный сексизм в учебниках. Тех учебниках, которые открывались учениками только ради написания контрольных, выполнения домашнего задания — да и то не всегда.

Ещё один очевиднейший и ужаснейший пример сексизма приведён автором в главе, затрагивающей русскую литературу и, в частности, абсолютно неверный вывод авторов одного из учебников литературы о «Бесприданнице» Островского. Авторы заявляют, что проблема Ларисы несущественна, что у неё был выбор. И другие предположения относительно этой драмы абсолютно неверны и противоречат авторскому замыслу. Но конкретно этот пример демонстрирует, насколько всё плохо в российском образовании с профессиональными экспертами. Хороший школьный учитель обязательно должен помочь ученикам правильно воспринять проблематику произведения независимо от написанного в учебнике.

На самом деле, организаторам фестиваля «Рёбра Евы», автору книги «Спасибо бабе за победу» (кстати, планируется выпуск обновлённой версии, с другой обложкой и парой новых глав), да и всем феминисткам/феминистам стоит заметить, что мировоззрение человека, его основные мнения, привычки, характер закладываются далеко не благодаря учебникам, а, в первую очередь, зависят от родительского воспитания и отношений в семье, взаимодействия с социумом, жизненного опыта и многого другого. Школьные же учебники имеют к процессу формирования личности весьма посредственное отношение.

После рассмотрения темы литературы в зале развернулась дискуссия. Русские классики были обвинены чуть ли не во всех смертных грехах, ибо почти все они — мужчины. Действительно, женщинам издавать свои произведения в те времена было весьма затруднительно, но русская классика на то и классика, что затрагивает самые актуальные темы того (да и настоящего) времени и вовсе не является коллекцией мужских книг о мужчинах. Ведущая предложила Игорю назвать произведения женщин, которые он хотел бы включить в школьную программу, но он не смог дать ответ. Тогда это же вопрос был задан залу. Многие называли зарубежную прозу: Астрид Лингрен, Вирджинию Вульф. Но очевидно, что из русской литературы помимо творений поэтесс 19 века предложить нечего, а они уже давно обязательны к изучению.

Говоря о действительно явных и неприятных явлениях сексизма в школьных учебниках, я сходу могу назвать, как ни странно, учебник по ОБЖ, а если конкретнее, то главы по безопасности девушек на улице и в других общественных местах (кстати, ничего подобного в ходе встречи не обсуждалось). В этих главах девушкам настоятельно рекомендуется не делать яркий макияж, не носить короткие юбки, не гулять вечером одной. В общем, даются «действенные» советы. Если проще, с довольно раннего возраста девушкам предлагается стать «серой мышкой», совершенно не привлекающей внимания. Спасибо, что хиджаб не предлагают надеть.

В 2014 году доктора и специалисты по работе с жертвами изнасилования из канзасского университета в США провели первую выставку, посвящённую домыслу о том, что жертвами изнасилования становятся вызывающе одетые люди. Они наглядно показали, продемонстрировав зрителям одежду реальных жертв насилия, что на тебе могут быть джинсы и футболка, длинное закрытое платье, но от насилия это не помогает. Так вот, почему-то на уроках ОБЖ мальчиков не учат не насиловать, зато девочек учат бояться. На мой взгляд, подобный случай является очевидным примером сексизма — и, да, это проблема как феминистского движения, так и общества в целом.

Я не хочу, чтоб маленьким девочкам на уроках истории дополнительно задавали вопросы о роли женщин, которая и так очевидна из учебного курса. Я хочу, чтобы их не учили быть жертвой. К сожалению, встреча в «Театре Поколений» не показала компетентности участников фестиваля и предлагаемого ими материала.

Текст: Алиса Витковская
Фото: фрагменты видеозаписи дискуссии

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Научите меня не бояться"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.