Спасаем кино с Алексеем Козловым

Козловым

В воскресенье, 18 октября, в библиотеке «Шкаф» состоялась встреча с создателем фильмов «Спасти Ленинград», «След тигра», «Всегда говори “Всегда”» — режиссёром, сценаристом и продюсером Алексеем Козловым.

Он поделился секретами кинопроизводства, рассказал о готовящейся премьере новой кинокартины, ответил на вопросы аудитории.

С открытия новой библиотеки «Шкаф» прошло чуть более месяца, однако она уже успела зарекомендовать себя как площадка для выступлений известных творческих личностей. Так, вечер 18 октября завершил фестивальную программу #ПРИМЕРНОМЕСЯЦ, благодаря которой посетители арт-резиденции еженедельно знакомились с представителями литературы, архитектуры, дизайна, а в последний день имели возможность посетить лекцию Алексея Козлова «Современное кино: от замысла до проката».

Тесный круг слушателей ожидал спикера в небольшом, но уютном Чёрном Зале, освещённом лишь боковым проекционным экраном со снимком сосредоточенного Алексея Викторовича. Он же, приступая к разговору наедине с немногочисленной аудиторией в масках, не преминул оставить ироничный комментарий: «Не верьте этому изображению: там такой мудрый мужик изображён. На самом деле, я по природе хулиган — я матерюсь». По залу прокатился смех, и дружественный контакт со зрителями был запросто установлен.

Речь Алексея Викторовича плавно перетекла в философские размышления об исключительной ценности его ремесла: «Кино — это единственная визуальная машина времени…»

Много говорилось об отечественном кинематографе. Нынешний его курс развития вызывает у режиссёра «определённый оптимизм»: по его словам, российское кино с девяностых годов ощутимо продвинулось и продолжает набирать обороты, «за двадцать лет индустрия практически восстановилась, появились новые специалисты, которые умеют работать в рамках новых технологий — это тоже даёт повод для оптимизма». Впрочем, суждения Козлова не лишены объективности, потому как им особо подчёркивался главный, на его взгляд, недостаток, к которому он будет ещё неоднократно возвращаться — уж сильно это его волнует: «Единственное, чего по-прежнему не хватает российскому кино, — это, конечно, финансы». Алексей Викторович убеждён, что по этой причине оно ни в коем случае не может конкурировать с Западом.

Будучи петербуржцем, режиссёр не мог не противопоставить кино, произведённое в его родном городе, столичному: «Наше питерское кино неконкурентоспособно с московским, потому что все финансы в Москве — нам достаётся очень мало, а иногда не достаётся вообще».

Козлов поделился подробной историей создания одной из наиболее успешных его киноработ — фильма «Спасти Ленинград», сюжет которого основан на реальном трагическом событии сентября 1941 года: «Понятно, что, находясь в Санкт-Петербурге, денег у нас было немного, но, тем не менее, мы решили это сделать. Нас поддержало городское руководство в виде Комитета по культуре, которое дало нам небольшие средства относительно общего бюджета. И мы шагнули, понимая, что мы не можем снять водную катастрофу. Тогда мы решили сделать ставку на сухопутный бой, плюс снять элементы водной катастрофы для того, чтобы получить визуальный ролик минут на пять-семь с максимальным выражением, чтобы все кадры были эффектны и через это попытаться найти финансы, прокатчика и так далее».

После обзвона всех московских контактов спонсор действительно нашёлся — американский, студия “Universal Pictures”. Алексей Викторович отметил, что сразу три ведущие западные компании хорошо отреагировали на семь минут ролика, однако самой обстоятельной оказалась голливудская: «Тридцать первое января следующего года Вас для проката устроит?» — «Конечно, устроит! — сказал я, имея только семь минут и больше никаких денег на дальнейшее производство», — рассказывал режиссёр о своей удаче. После повторного обзвона всех знакомых, «у которых жизнь удалась», Козлов смог получить возвратный кредит на сумму 50 миллионов рублей. И полноценная съёмка началась.

Однако летом 2018 года съёмочной группе помешал Чемпионат мира по футболу: ведь на съёмках приходилось стрелять из оружия (пусть и бутафорского), взрывать, летать на самолётах… Пришлось кинокоманде сменить ладожское «игровое поле» на озеро Ильмень. С дополнительными расходами, разумеется. Новгородский водоём тоже оказался своенравным: были штормы, подпортившие съёмочный процесс. «Одним словом, мы сняли! — оживился Алексей Викторович. — Дальше была компьютерная графика, и мы шагнули в прокат». Козлов в очередной раз подчеркнул: без авантюризма в российском кино никуда.

Судьба фильма сложилась по известным нам законам, когда терпение и самоотдача оборачиваются успехом: «Спасти Ленинград» до конца года держался в десятке лучших российских блокбастеров. Хорошо продавался и за пределами страны, был даже номинирован на престижную американскую премию «Золотой Глобус».

К слову, Алексей Викторович не остановился на достигнутом и сегодня занят съёмками новой кинокартины, фрагмент которой был продемонстрирован счастливчикам, находившимся в тот вечер в Чёрном Зале. Однако выводить кадры на экран режиссёр не спешил — углубился в размышления о профессии режиссёра: «Ты никогда не живёшь прошлым, и это замечательно! Ты отжил определённое время, влюбился в артистов, в картину, в пространство, в тему (потому что без любви это делать невозможно). Ты сатанеешь, ни о чём другом не говоришь, не думаешь… Потом это заканчивается, и ты как в следующий раз женился».

Следующий фильм Козлова будет называться «Одна жизнь», он не предназначен для широкой аудитории: «Это камерное кино. У него совершенно другие ставки, мы не замышляем гигантский прокат». Создатель определил его как историю о конфликте совести и воли. Кино чёрно-белое, события разворачиваются в двадцатых годах прошлого века. И снова в Петербурге.

Вскоре Алексей Викторович пригласил слушателей к диалогу. Запоминающимся был возмущённый вопрос женщины: «Почему на нашем телевидении сплошные детективы? Перестали снимать комедии, мелодрамы…Совершенно нечего смотреть!» Режиссёр ответил риторическим вопросом: «Вы знаете, что телевизор перестали смотреть?» и признался, что у него — члена Академии Российского телевидения — дома его попросту нет. Алексей Викторович грамотно пояснил причину катастрофического падения телевизионных рейтингов и призвал смотреть отечественные сериалы в интернете.

Не на все вопросы режиссёр отвечал в одинаковой мере охотно. Корреспондентка ОПЦ, поинтересовавшись причиной исполнения Алексеем Викторовичем нескольких ролей в его же фильмах, была прервана на полуслове: «Не надо, вот не надо. Я не люблю своё изображение, начнём с этого, — однако затем он улыбнулся и продолжил: — Актёр просто не может сыграть эпизод, а вы находитесь за городом или вообще в экспедиции. Вы что будете делать? Это надо актёра привезти, разместить в гостинице… Нет уж, я лучше сам бесплатно сыграю. Это хулиганство, ничего большего!»

Текст и фото: Марта Марци

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Спасаем кино с Алексеем Козловым"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.