В среду, 5 августа, в галерее «KGallery» открылась выставка «Виктор Цой. Живопись, графика, полароиды». Картины, фотоснимки и личные вещи музыканта выставляются впервые.
В наше время лидера группы знают почти все, особенно в России, но слушают несколько популярных треков, что постоянно на слуху, хотя менее известные песни тоже отличные. Вот только он ещё и художник.
Пахнет свежесваренным кофе, проигрыватель крутит пластинку с избранными песнями Цоя. При входе можно приобрести посвящённые музыканту книги, журналы, пластинки и «мерч» — футболки с изображением обложек известнейших альбомов группы «Кино».
Для осмотра экспозиции необходимо пройти по узкому коридорчику с надписью вдоль стены «Цой. Не кончится лето». Это и есть название выставки. Вот только лето кончится. Он сам так сказал.
«И так идёт за годом год, так и жизнь пройдёт,
И в сотый раз маслом вниз упадёт бутерброд.
Но, может, будет хоть день, может, будет хоть час,
Когда нам повезёт.
Я жду ответа,
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето
Это»
Выставка оформлена стандартно и в то же время интересно: кое-где фрагменты картин Цоя будто нарисованы на стенах, дополняя оригинальные экспонаты. На самом же деле они напечатаны на больших холстах — как и кураторские тексты, рассказывающие историю художника и музыканта и поясняющие его произведения.
Виктор Цой учился в средней художественной школе и даже пошёл в художественное училище имени Серова, откуда позже был отчислен за неуспеваемость. Рисовал он много и довольно часто, но из программы училища сильно выбивался: часто экспериментировал, пробовал разные техники. Неудивительно, что его неординарные работы были тепло приняты авангардистами. Он отлично вписался в художественный андеграунд и стал участником клуба «Новые художники», а позже задавал тенденции нонконформистского искусства.
Благодаря выставке можно отследить, как менялся стиль Виктора: излюбленными его героями были карикатурные человечки, отображающие российские будни 80-х, позже человечки сменились более реалистичными картинами, всё чаще появлялись изображения самолётов и автомобилей. Последняя картина изображает человека за рулём, который смотрит вперёд, но дороги нет, только смешение ярких красок за стёклами. Через несколько месяцев новенький «Москвич» Цоя столкнётся с «Икарусом» на трассе Слока — Талси. Никто не знает, что видел водитель в последний момент, но картина стала роковой. Также в последний альбом, изданный уже после смерти Виктора, вошёл трек «Следи за собой».
«Ночью над нами пролетел самолёт,
Завтра он упадёт в океан,
Погибнут все пассажиры.
Завтра где-то, кто знает где?
Война, эпидемия, снежный буран,
Космоса чёрные дыры…
Следи за собой, будь осторожен!
Следи за собой!»
Тема самолётов тоже раскрылась в позднем творчестве Цоя. Тела (преимущественно мужские) стали реалистичными, а самолёты оставляли за собой яркие полосы, расчерчивая холст. Возможно, это тоже было неким автопортретом, но теперь мы точно не узнаем, что хотел сказать автор. Так даже интереснее.
На выставке представлены не только картины, но и личные вещи певца-художника, а также полароидные снимки. Экспонаты предоставлены Наталией Разлоговой — последней любовью Виктора — и выставлены впервые. На многих личных вещах орнаментные рисунки, даже куртка подверглась небольшой модернизации. Рисовал фломастерами, карандашами. Самые ранние рисунки выполнены на обычной клеёнке, пакетах, обрывках бумаги, ведь холсты и краски были в дефиците. Разрисованы брелоки, записные книжки, даже на зеркале есть изображения советских Тома и Джерри. Он просто пытался создавать красоту из того, что было. И у него получалось.
Песни Цоя просты, но в них есть стойкость, голос спокоен. Это «правильная», искренняя простота, сила и лёгкая грусть чувствуется во всём, что он создал — музыка перекликается с рисунками, образуя нечто большее. Пожалуй, такое искусство максимально честное. Как и «Полароиды» — самые честные из фотоаппаратов: они дают быстрый кадр, без обработок, правильного света и прочего. Моментальная фиксация кусочка жизни — и вот ты держишь его в руках. От полароидных карточек, на которых изображены сам музыкант и его друзья, веет искренним смехом, сигаретным дымом, тёплыми ночами и спокойствием. Глядя на старые фотографии, вещи, погружаясь в эту атмосферу, не в первый раз появляется ощущение, что раньше всё было проще, честнее, искреннее, чем сейчас. Может, этой честностью Цой и зацепил сердца миллионов, но любят его крепко даже спустя десятки лет. Он стал кумиром больше тридцати лет назад и не гордился своей славой, только посмеивался над ней. Один мой друг как-то сказал мне: «Если у человека нет хоть небольшого актёрского образования, то сыграть он может только самого себя, только несколько изменённого». Образования у Виктора не было, но он играл. А о его ролях наслышаны многие.
Уходить не хочется, но пора. Всё когда-то уходит и заканчивается. И лето тоже закончится. А может, когда-нибудь кончатся и искренность, и неподдельность. Но островок честности и тепла по адресу набережная Фонтанки, 24 доступен посетителям до 13 августа.
«Ты должен быть сильным,
Ты должен уметь сказать:
“Руки прочь, прочь от меня!”
Ты должен быть сильным,
Иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу,
И думаешь: плыть или не плыть?»
Текст: Алиса Витковская
Фото: Евгений Веснин; репродукции картин и рисунков В.Цоя
Прокомментируйте первым "Лето кончится, Цой останется"