Генеральный директор британской оперной труппы Opera North Ричард Мантл 29 февраля выступил с лекцией в Санкт-Петербурге.
«Опера в Великобритании: выживает или процветает?» — на этот интригующий вопрос, собравший десятки ценителей искусства в одном зале, постарался ответить Ричард Мантл, который более 25 лет возглавляет один из самых прогрессивных оперных театров в мире — Opera North. Такое название объясняется тем, что штаб организации находится на севере Англии, в городе Лидс.
Опера у многих ассоциируется со статичными позами певцов и многочасовым, навевающим сон, пением на непонятном языке. Однако британец доказал, что опера может быть актуальной, современной, а главное — интересной и понятной каждому. В начале выступления он с гордостью продемонстрировал рекламный ролик своей организации. На экране неоднократно всплывала фраза на английском языке, которую можно назвать главным девизом театра: «Создан для всех». Мантл подчеркнул, что его оперная труппа открыта миру, а искусство должно быть доступно каждому — вне зависимости от уровня благосостояния, социального статуса и прочего. Наглядным примером стал проморолик постановки «Страсти по-гречески»: по словам Ричарда, это очень политизированная опера, ведь она посвящена теме иммиграции и беженцев. Эти люди вовлекаются театром на сцену, приглашаются на репетиции.
Ещё одна отличительная особенность Opera North — наличие в постановках элементов музыкального театра. Слушателям был продемонстрирован фрагмент спектакля «Поцелуй меня, Кейт»: яркие костюмы, подвижные декорации, танцы — так традиционная опера превратилась в эффектный мюзикл. Кроме того, на сцене британского театра могут звучать весьма непривычные европейскому уху мелодии. «Это ситар, — объяснил Мантл, указывая на изображение музыканта с непривычным струнным инструментом. — На территории нашей страны много разных этнических групп, поэтому это должно их привлечь».
Нестандартными можно назвать и оперные выступления в общественных местах. В ролике под заголовком «Экстраординарное — каждый день» было показано, как артисты исполняли арии в обыкновенном магазине, а длилось такое представление всего полчаса. «Послушать оперу в обеденный перерыв… что может быть лучше!» — с воодушевлением воскликнул Мантл.
Особое внимание лектор уделил сфере образования: «Я знаю, что Россия этим славится, но мы тоже работаем с малышами и молодёжью». Он рассказал, что в Opera North существует молодёжный оркестр, который регулярно выступает с концертами в университетах разных городов Великобритании. Упомянул он и о программе «In Harmony» («В гармонии» — ред.), созданной при поддержке министерства культуры и проводимой в шести школах города Лидс. По словам Мантла, пение и игра на музыкальных инструментах повышают академическую успеваемость детей. Он выразил надежду на то, что программа получит распространение во всех школах страны, но «пока это невозможно».
Были показаны и слайды с диаграммами, раскрывающими состав оперной труппы в процентном соотношении, организационную структуру, а также таблица с расписанием репетиций. Лектор отметил, что команда Opera North не работает по иерархической системе — к ней присоединяются все, кто обладает необходимыми навыками. «Мы работаем все вместе. Совместная работа — ключ к успеху», — поделился Мантл.
Отдельно директор оперного театра коснулся финансовой составляющей. Он признался, что, ввиду сложной экономической ситуации в стране, крупные спонсоры его больше не поддерживают, однако хорошую поддержку театр получает от благотворительных организаций. Говоря о маркетинге, Мантл отметил радикальные изменения в рекламном формате: «Мы производим очень мало печатной продукции, основные средства уходят на видео». Отзывы зрителей о спектаклях, анонсы и даже прямые трансляции оперных постановок публикуются на сайте Opera North и в социальных сетях.
По окончании лекции у слушателей появилась возможность задать Мантлу интересующие вопросы. Любопытно было услышать мнение британца о различиях в бюрократической системе двух наших стран: «Мы с вами очень близки в этом плане», — смеялся Мантл. По его словам, театр Opera North уже несколько лет получает от государства одну и ту же сумму, что с учётом инфляции приводит к потерям: «У нас считают, что всё должно быть обосновано и так далее… Сложный процесс, конечно». Отвечая на вопрос о финансовых провалах, директор театра сказал: «Мы идём на риски, мы рискуем постоянно. Иначе мы станем невидимыми, а опера незаметной быть не может». Мантл глубоко убеждён, что если люди работают вместе, то всё обязательно получится.
Текст: Марта Марци
Прокомментируйте первым "Опера не может быть незаметной"