Питерский дуэт «Электрофорез» в завершение осеннего тура 22 декабря провёл концерт в Петербурге в клубе ZAL.
«Электрофорез» анонсировал концерт как «большой», хотя его продолжительность была абсолютно стандартной — около полутора часов, при этом выступление было поделено на две части. Стоит отметить пунктуальность музыкантов — зачастую исполнители задерживают выступление, но дуэт появился на сцене ровно в указанное время. Перформанс удался — были и тарелки, и несколько изменённый, приобретший большую яркость электронный звук, и идеально подобранный к каждой песне видеоряд, и глубокий голос. Очень приятно, что были исполнены не только свежие хиты группы, но и «классика» «Электрофореза»: «Эшафот», «Секрет», «Грохот сердца» и другие. Странно, что музыканты не исполняют песни из относительно нового «титульного» альбома, хотя у песни «Вечер причёсок» есть много поклонников. Полгода назад концерт в Петербурге прошёл в «Опере». В этот раз — в более крупном клубе, но всё там же, на Обводном канале. ZAL вмещает больше тысячи человек, имеет аудиовизуальное оснащение высокого уровня, что важно именно для этого коллектива, делающего на качественный звук особую ставку. Визуальная составляющая лишней не была, она погружала ещё глубже в чувства и даже гипнотизировала.
«Электрофорез» — очень необычный дуэт двух питерских музыкантов, о котором знает не так много людей, но кто знает — тот ценит. Тем не менее, не имея огромной аудитории в Санкт-Петербурге, группа регулярно отправляется в туры по России и Прибалтике, участвует в различных фестивалях, имеет несколько наград, по мнению журнала «Interview» является главной группой питерского андеграунда и просто играет синти-поп. Общее звучание коллектива складывается из интересного глубокого вокала, завораживающей электроники и интригующих текстов, в которые нужно вслушиваться. Специально ломать голову над ними не стоит, смысл для каждого свой и он не бьёт острым лучом, а подкрадывается незаметно. Его просто чувствуешь и всё. Это холодная пустота и усталость от душевных терзаний, это лёгкие сожаления, это шорохи и голоса за спиной, это сны, это размышления, сомнения и конечный спокойный вывод: «Ничего не будет нормально!» Если бы их творчество было материализовано — это была бы дальняя поездка на электричке летним вечером в темноте и одиночестве. За окном пролетают деревья, их очертания мешает разглядеть тусклый свет ламп в вагоне. Темнеет. Ничто не мешает, есть время погрузиться в себя. Звуки льются и обволакивают. На душе усталость и бесконечное спокойствие. Торопиться некуда.
Моя честная песня,
Мой старый мотив,
Моя живая душа,
Моя чистая совесть.
Мой сломанный голос,
Мой прерванный стих,
Моя слепая мечта,
Моя жестокая повесть.
Эти чёрные окна,
Страшные лица,
Эти рваные сны,
Молчаливые войны.
Я хочу научиться
Не ждать продолженья,
Стереть себе память,
Просыпаться и видеть
Волны
Группа говорит и о том, что волнует многих, но поднимают тему единицы. Нет, не о проблемах государственного устройства и прочего, а, опять же, о проблемах душевных. Это восприятие жизни, ментальное здоровье, в частности, а также панические атаки, о которых, впрочем, солист Ваня Курочкин очень точно спел в одноимённом треке.
Я мог бы быть собой
С сегодняшнего дня,
Я вышел из себя и стал совсем большой.
Нет, нет, нам уже нельзя выйти из игры,
Все тропы всё равно сойдутся на вершине горы.
Только я уже давно хуже, чем ты…
В целом, группа, придерживаясь единого стиля, часто экспериментирует со звучанием. А трек «Всё было так», созданный в 2014 году, прозвучавший в фильме «Городские птички» и обладающий особой атмосферой русских лесов, «болот и звёзд, цыганских свадеб, волчьих слёз», со сцены всегда звучит в несколько другой аранжировке. Но от этого хуже не становится. Песня «Русская принцесса», сделанная ребятами в 2017 году и ставшая самым узнаваемым треком группы, при прослушивании также вызывает в мыслях образы леса. Но от неё больше веет холодом и усталостью.
Сильнее зимы малахит сосны,
А любовь и на вкус смола.
Ты ко мне холодна, как подо льдом Нева
И в любое время года Москва.
Но против мокрого ветра смолит моя сигарета,
Она хочет побыстрее истлеть.
Я готов удивиться обнаженным ключицам
И понять, что ты враг себе.
В этот день в клубе собралось около тысячи людей, объединённых чем-то незримым. Любовью? Болью? Скорее всего, и тем, и другим. Голос вплетался в электронный звук и лился волнами. В них хотелось раствориться. Вдруг в голове пролетела мысль: «Что если всё это сон?» Мне вообще часто кажется, что я сплю. Но Ваня Курочкин вполне натурально исполнял очередной трек с бутылкой воды на голове, а Виталя Талызин кружил вокруг техники. Нет, это не сон. Наверное, не сон.
Твои ладони заковали мои,
В оцепенении объятий, подо льдом твоих ласк
Я понимаю — это нужно, открываю глаза
И слышу шорох занавесок, битый дребезг стекла.
Ты надеваешь свои крылья и шагаешь в окно,
И с каждым разом ты всё ближе, ближе к полной луне.
И я пытаюсь докричаться, но в моём горле ком,
И я не знаю, как проверить, это явь или сон
Во сне…
По залу расходился сильный голос. В гармонии со звуком и светом он создавал транс, один общий звук, общую песнь. Точнее, это уже чувства. Совершенно необыкновенные и чарующие. Вся музыка питерского дуэта — волны, созданные таким вот способом. Они разбегаются, накатывают на слушающих, где бы те ни были. И вот ты чувствуешь. Может не сразу, может, нужно несколько раз прислушаться, немного пожить с этим, и вот — вы увидите волны.
Погаси этот свет, забудь эти звуки,
Иди куда хочешь, но когда станет больно,
Я возьму тебя в руки, подниму тебя вверх,
Я покажу тебе тайну,
Научу тебя видеть
Волны
Текст: Алиса Витковская
Фото: официальное сообщество группы ВК
Прокомментируйте первым "Волны"