В концертном зале Мариинского театра 21 декабря прошёл сольный концерт Мао Фудзиты, открывший XIV Международный фестиваль «Лики современного пианизма».
Зал встречает японского музыканта бурными овациями. И вот чёрный блестящий рояль, одиноко стоявший на сцене, оживает под музыкальными пальцами пианиста. Нежная мелодия и техничное исполнение не самого сложного, нужно признать, произведения программы. Вольфганг Амадей Моцарт — Соната № 10 до мажор. Эта тональность является любимой у начинающих музыкантов, так как именно в ней отсутствуют ключевые знаки, в которых так легко запутаться. Однако, начать с относительно простого произведения — правильный выбор. Нельзя бросаться с обрыва в бурлящую реку творчества Бетховена и Шопена. Всё же Моцарт — бесспорная классика, которую гораздо легче воспринимать. Произведение, казавшееся поначалу простым, скрывает в себе сложные пассажи и множество украшений, которые так любит композитор-классицист. Однако некоторые украшения у Мао Фудзиты выходят смазано по отношению к остальному произведению, ведь темп первой части — “Allegro moderato” (умеренно скоро).
Вторая часть сонаты более медленная, лиричная. Она получается у пианиста более разборчиво. Её темп “Andante cantabile” — медленно и певуче. Признаюсь, просто залюбуешься на то, как красиво он снимает руки, будто текучая волна поднимается над ровной чёрно-белой гладью. Игра постепенно ускоряется. Следующая часть выполнена в темпе “Allegretto” (оживлённо). Быстрая часть пестрит эмоциями. Светлый до мажор ярок, дружелюбен и гармоничен. Слушая такую музыку, сразу представляешь ясный погожий денёк.
На очереди Бетховен. Начало такое быстрое и резкое, что чрезмерная спешка приводит к ещё одному «смазыванию». Людвиг Ван Бетховен Соната № 17 ре минор, сочинение 31 № 2 — это совсем другое по своему тону произведение, разительно отличающееся от сонаты Моцарта. Напряжённая, трепещущая, быстрая, она заставляет нервничать и готовиться к дальнейшему развитию. Её резкая, контрастная смена темпов поражает. Несмотря на «смазанное» начало, первая часть (Largo-Allegro — скоро и широко) не была испорчена. Начало второй части сонаты (Adagio — медленно, спокойно) невозможно пропустить. Её спокойная мелодия и умеренный темп дают передышку слушателям, а перекрёстная игра пианиста привлекает взгляд эффектностью. В этой части нет напряжённого накала страстей, она гораздо ровнее и плавнее своей предшественницы, в ней не так много технически сложных пассажей, а украшения не прикреплены к каждой ноте.
Третья часть мне понравилась больше всего. Быстрая, написанная в темпе Allegretto (оживлённо), но, тем не менее, нежная, она, — словно волнующееся море, которое грозится вот-вот захлестнуть тебя особо высокой волной, однако уже в следующую минуту отступает. Исполнение великолепно, технически и эмоционально я не могу найти нюансов, к которым можно было бы придраться. Однако всё же жду жемчужину концерта — произведения Фредерика Шопена.
Скерцо № 1 си минор, сочинение 20 стало первым. Технически сложная композиция великолепно исполнена японским пианистом. Даже самые сложные пассажи он выполняет безукоризненно, и лишь самые внимательные слушатели могут заметить маленькие, незначительные помарки (в крайне сложных произведениях Шопена такое простительно). Всё же возможности Мао Фудзиты поражают. Уверена, что такую великолепную технику юноша отрабатывал не один год. Но вот быстрая часть сменяется медленной и лиричной. Единственный шанс наконец-то начать дышать, ведь вскоре вновь начинает преобладать более агрессивная мелодия, уже с добавлением громких кластеров.
Скерцо № 1 сменяет более торжественная мелодия скерцо № 2 си-бемоль минора сочинения 31. По тону произведение воспринимается иначе. Громкие аккорды идут рука об руку с «крадущимися» нотами в более низком регистре, а после сменяются мотивами свободы, будто бы полёта — лёгкими, воздушными как белые пушистые облака и нежными как шёлк. Однако уже через несколько минут стройные пассажи возвращают свои права. Бурная концовка вызывает не менее бурные аплодисменты. Реакция зала ошеломляющая.
Скерцо № 3 до-диез минор, сочинение 39. Оно похоже на рассказ, произнесённый на фоне шума кристально чистого зеркального ручейка (такое ощущение складывается за счёт быстрых, идеально выполненных пассажей). Тон произведения меняется на более торжественный, и концовка уже не такая светлая как начало. Игра Мао Фудзиты действительно вызывает уважение, несмотря на то что я не согласна с некоторыми эмоциональными моментами, это уже скорее дело трактовки и вкуса. В конце концов, у каждого пианиста свой стиль.
Произведение, оканчивающее концерт, — Скерцо № 4 ми мажор, сочинение 54, так же неоднозначно по своему тону, как и остальные. Настораживающее начало сменяется нежной средней частью (услада для ушей после экстравагантных пассажей). Она лирична, будто рассказывает о неразделённой любви, которая заставляет героя скорее нежно грустить, чем буйствовать. Конец скерцо прозвучал в совершенно отличном от средней части тоне. Ярко и эффектно он должен был поставить точку в концерте. Однако, несмотря на такую задумку, после исполнения программы, пианиста ещё несколько раз вызывали на бис. Зал просто не мог перестать громко аплодировать. Прекрасно сыгранная, эмоционально насыщенная прелюдия Рахманинова № 2 в до миноре поражает красотой. К сожалению, второе незапланированное произведение я распознать не смогла, однако его исполнение тоже было великолепным.
Несмотря на то, что особенно внимательные слушатели могли заметить некоторые шероховатости, в целом программа была выполнена чисто, эмоционально и оставила в памяти зрителей приятные впечатления. Лучшая оценка концерта отразилась в овациях, которыми зал наградил талантливого пианиста.
Текст: Валерия Алтухова
Фото: оргкомитет Конкурса им. Чайковского
Прокомментируйте первым "Фестиваль «Лики современного пианизма» открылся концертом Мао Фудзиты"