В Фонтанном доме в воскресенье, 20 октября, в рамках параллельной программы фестиваля «Детские дни в Петербурге» открылась выставка «Ахматова. Ты один из моих двойников…»
В пять часов вечера охранник разрешает посетителям пройти на второй этаж, где развернулась выставка, и люди, поражённые экспозицией, замирают от восторга. Действительно, здесь есть вещи, цепляющие взгляд и вызывающие целую бурю эмоций. Не терпится внимательно осмотреть каждый уголок белого зала с высокими потолками.
Кроме того, что выставка интересна сама по себе, она задумана и как интерактивная. Посетители могут, наведя телефоны на определённые экспонаты, получить дополнительные сведения о них и о самом поэте.
Зрители расходятся по залу, а я направляюсь к наиболее понравившемуся экспонату.
На первый взгляд, это всего лишь колонна из белой монтажной пены, залитая чем-то блестящим и напоминающая снежный столб, покрытый прозрачным льдом. Но, если присмотреться внимательнее, то становится ясно, что это свеча. Огромная декоративная свеча, в которую замурованы различные предметы. Чего здесь только нет: чашки, ножницы, столовые приборы, засохшие цветы, фотографии и даже отрывки стихотворений!
Переходим к следующей не менее интересной инсталляции. Она представляет собой 17 занавесок, находящихся в радиусе примерно десяти сантиметров друг от друга и развешанных в гамме от белого к тёмно-серому. Все 17 слоёв ткани имеют одинаковые по размеру отверстия, немного напоминающие по форме человеческий силуэт. Однако размер этого отверстия вполне позволяет пройти любому желающему, чем посетители активно и пользуются. На первом — самом светлом — полотне от руки написано стихотворение:
Один идёт прямым путём,
Другой идёт по кругу.
И ждёт возврата в отчий дом,
Ждёт прежнюю подругу.
А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.
«В прошлом году мы открывали инверсивную выставку, посвящённую Гамлету, где не было текстов и нужно было только прочувствовать. Художницы делали объекты, которые погружали зрителей в определённое состояние: отчаяния, радости, предательства, одиночества. Здесь тоже за каждым стихотворением идут мысли, которые взаимодействуют с нашими чувствами и эмоциями, поддающимися в нашей душе, поэтому происходит визуализация строчек, которые для Ахматовой были очень важными», — объясняет заведующая научно-просветительским отделом музея Светлана Прасолова.
Примерно посередине помещения находится крайне привлекательный экспонат, постоянно цепляющий внимание. Он представляет собой трёхметровое чёрное платье, прикреплённое к потолку. Вокруг него расположены семь зеркал с различными орнаментами. Если навести телефон со специальным приложением на каждое из них, то можно услышать обвинения, звучавшие в прошлом веке в адрес великого поэта. Эти слова произносят её друзья, родственники, представители действующей власти. С обратной стороны зеркал находятся голубые и белые двери, слегка отличающиеся друг от друга.
Справа от зеркального круга с потолка свисают подушки, через которые просвечивают человеческие лица, искривлённые гримасами боли. На одной из них есть надпись: «Когда я ночью жду её прихода».
Под ними расположены двенадцать рюмок и бокалов, внутри которых находятся маленькие зелёные ростки, недавно проклюнувшиеся из-под земли.
Если пройти немного левее, то взгляд упрётся в весьма мрачную картину. Белая стена, темнеющая к низу, испещрённая многочисленными следами от пуль. В середине расположен тёмный человеческий силуэт. Эта инсталляция демонстрирует печальную судьбу, постигшую мужа Анны Ахматовой Николая Гумилёва.
Больше всего мне понравилась дальняя часть зала. Она представляет собой маленький «зелёный уголок». В углу искусственное покрытие, напоминающее траву, на котором стоят десять стульев, оплетённых растениями. Всё пространство вокруг осыпано листьями и белыми перьями. На каждом из предметов мебели лежат книги, идентичные по размеру и цвету. На чёрной обложке каждой из книг серебряной краской выведено название или имя автора (Библия, Цветаева, Шекспир, Да Винчи, Тютчев, Гораций). В каждом томе всего две страницы, но больше и не нужно.
Невдалеке можно заметить часть полукруглой чёрной ограды. В этом объекте есть что-то устрашающее. Он напоминает прутья решётки, проткнувшие свободу, которую олицетворяют птицы. И всё, что осталось от них, — это материализовавшиеся убеждения, нанизанные на балки ограды и перья. Воистину, ужасающее зрелище.
Кураторы выставки не хотели дословно пересказывать все перипетии судьбы Анны Андреевны. Они лишь показали эмоциональную составляющую творчества. И можно с уверенностью сказать, что у них это получилось. Было здорово подолгу разглядывать инсталляции, и, предварительно прочтя биографию Ахматовой, невольно задумываться над значением объектов и смыслом, заложенным в них художниками. Даже после того, как посетители покидали выставку, ещё долго в них тлело это прекрасное и глубокое ощущение единства с душой поэта.
Выставка будет работать по 17 ноября включительно.
Текст: Эллина Чернышёва
Фото: Андрей Рыбачек
Прокомментируйте первым "Музей Ахматовой подготовил выставку к 130-летию великого поэта"