В ночь с 18 по 19 мая в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков прошли выставки, лекции и перформансы.
Ночью музей на канале Грибоедова стал идеальным пристанищем для молодёжи Петербурга. Несмотря на позднее время, активность на всех этажах и в залах экспозиции ни на секунду не спадала. Во дворе музея актёры уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо» разыграли перформанс-экскурсию, в ходе которой старались доказать, что шедевры искусства гораздо ближе, чем кажется. Выдернув зрительницу из толпы, ведущий принялся рассказывать об уникальности «живого произведения». Экскурсовод отметил гармоничность получившегося шедевра: у девушки было два глаза, одна голова и две руки, ничего лишнего. Проведя зрителей как бы в следующий зал, актёр рассказал про полезные свойства следующего артефакта — обычного сахара в кубиках. Самые ярые поклонники искусства отважились попробовать художественный объект на вкус.
Посетители, которым сахара и девушек оказалось маловато, могли отправиться в путешествие по залам музея. Несколькими днями раньше здесь открылись выставки Виктора Мымрина, Александра Задорина и Николая Ионина — ученика К. Петрова-Водкина.
В лектории худрук уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо» Анна Шишкина («Матушка Медоуз») провела лекцию. Вместе с присутствующими она отправилась в путешествие по Европе, в частности — по европейским уличным театрам. Сначала Анна задала публике вопрос с «подковыркой»: какой театр можно назвать «уличным»? Кто-то был уверен, что если взять театр и поместить его в пространство улицы, то его уже можно назвать уличным. «То есть, любой художественный акт на улице является уличным театром? А если мы вынесем его на помойку — он станет “помоечным”? На крышу — “крышевым”?», — задалась вопросом Матушка Медоуз. На самом деле, всё гораздо проще. Главное, что отличает спектакль уличного театра от любого другого — это то, что «с него можно пропереться» только на улице. Если поместить такой спектакль или перформанс в помещение, он потеряет часть художественности.
Определив главный признак уличного театра, аудитория перешла к знакомству с зарубежными командами. Среди них были представители разных направлений: театр больших кукол, «апокалиптический» театр и многие другие. Анна показала слушателям много видеороликов, чередуя серьёзные спектакли с развлекательными перформансами. Среди них оказалась запись с показа театра “Kamchatka”. Актёры изображали мигрантов с чемоданами, взаимодействовали со зрителями и пространством вокруг: махали руками пролетающим самолётам, показывали старые фотографии людям, которых удалось остановить в бурном потоке пешеходов. Несмотря на то, что актёры играли без слов, зрителю хотелось «послушать» их историю.
Представитель PR-службы Володя Шадрин любезно рассказал корреспонденту ОПЦ о стартовавшем проекте #ЛестницаВМИСП. Лестничный пролёт музея стал полотном для современных художников. Молодые авторы Илья Крейдун, Егор Лаптарев и Татьяна Киргизова с помощью флуоресцентной краски создали «Сон Богов»: на стенах изобразили мифологических существ и огромного змея со светящейся чешуёй. Поднявшись наверх, посетитель оказывался в темноте перед большим окном готического собора, у которого с интересом фотографировались все желающие. Увидеть арт-объект возможно вплоть до 2 июня.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "«Ночь музеев»: Музей искусства Санкт-Петербурга"