Ровно десять лет назад, 22 февраля 2009 года, у хоккейного клуба СКА появился талисман-символ — Конь-Огонь. С начала сезона 2009-2010 годов и до сегодняшнего дня в этом образе работает Николай Малахов.
Накануне юбилея талисмана Николай ответил на вопросы Охтинского пресс-центра.
— Николай, позади почти десять лет работы конём. Какие ощущения?
— Ощущения довольно странные: кажется, что всё было как будто вчера. Первый матч, первый кубок, первый выезд с командой. Это обалденно.
— Чувствуется, что позади такой серьёзный срок?
— Нет. В хоккее такого не может быть. Я в хоккее с раннего детства, и он — как жизнь: идёт, идёт, всегда присутствует.
—Ты в детстве хотел стать хоккеистом. Почему не сложилось?
— Всё очень банально: учёба, небольшая травма. Там не пошёл, тут не доехал. Отец сказал: «Иди учись», а мне уже было 16 лет. Закрепиться в СКА на тот момент не получилось, и надо было выбирать. Произошёл естественный отбор.
— Несколько лет назад ты сказал в одном из интервью: «Понял, что работаю для них и ради них уже в первый раз, когда на трясущихся ногах впервые выкатился на лёд в лучах софитов Ледового. Первые минуты думал: “Как глупо ты выглядишь сейчас, Коля”. Но уже спустя несколько часов осознал: я делаю доброе дело, создаю людям настроение, радую их, хоть и скрываю своё настоящее лицо под этой маской». Это ощущение до сих пор с тобой?
— Да, конечно! Я работаю для людей, это понимание никуда не исчезает. У меня появилось такое выражение: «Я Коню-Огню могу позвонить, я его знаю лично».
— Мысль «Как глупо ты выглядишь» была от стеснения?
— Да. Я работал ведущим, проводил мероприятия. Люди на тебя смотрят, ты им что-то говоришь. Но выйти вот так — для меня это было очень масштабно. До этого на спортивных мероприятиях, которые я вёл, собиралось максимум 500–600 человек. А здесь… Во второй год существования КХЛ на матчах СКА в Ледовом была заполнена только половина мест, но даже такое количество впечатляло. Когда я это увидел, мне стало немного не по себе, даже слегка страшновато. Но ничего: ноги выдержали, хоть и тряслись.
— Как официально называется твоя специальность?
— Талисман-аниматор.
— А «маскот» — это просто иностранный аналог?
— Думаю, да. Кому-то удобнее говорить «маскот», кому-то — «талисман». Когда мы на Матчах звёзд встречаемся с ребятами — талисманами команд Лиги, они периодически пытаются поправить: «Мы не маскоты, мы — талисманы».
— Сколько конских морд сменилось за 10 лет?
— Сейчас четвёртая. Первая была категорически неудобной, в ней было невозможно жить. Она была очень плотной, из чистого поролона. Потом сделали вторую голову, в которой я отбегал семь лет. Делали ещё одну, но она, скажем так, не пошла. Я один раз её надел, руководству клуба она не понравилась. Как я понял, ей нашли применение: когда я выезжаю на лёд перед матчем, на кубе показывают горящего Коня-Огня. Третья голова как раз и снималась в этом ролике. Слава богу, меня не поджигали. Со мной всё в порядке. (улыбается)
Четвёртая голова появилась из-за износа предыдущей. Там уже и каркас был сломан… Сверху вроде бы ничего, а внутри почти полностью пришла в негодность.
— Тебя разрисовывали маркерами, почти оторвали хвост… Как ещё мучали зверюшку?
— Хвост отрывали раза четыре. Да, кто-то иногда дёрнет за гриву или за хвост, но ничего криминального, никаких издевательств не было. А маркером Коня-Огня разрисовывали в самом первом сезоне, до моего прихода в клуб.
— В одном из интервью ты сравнил себя с Шико из «Графини Монсоро». Ты такой же серый кардинал, который влияет на принятие решений своими тонкими советами?
— Нет… (улыбается) Шико — он кто? Шут. Но он приближённый! Вот и я — знаю хоккеистов и считаю себя немного приближённым. Но не более. Если почитать историю Шико, станет понятно, что он дядька суровый. А у меня всё позитивно, радостно.
— Ты можешь давать советы как Шико? К тебе прислушаются?
— Хоккеистам? Советы? Нет. Я в принципе советы не люблю. Потому что, если ты посоветуешь, кто-то сделает и не получится, ты останешься виноватым. Так что советы я не даю никому.
— СКА лучше всех работает с болельщиками?
— Конечно, да. Я объездил много ледовых арен и видел, как там работают с болельщиками. Мне дороже всего наши, питерские. Только болельщики СКА.
— Есть ли у тебя яркое впечатление из «конского» опыта, которое не забудется никогда?
— В сезоне 2016-2017 годов мы играли серию плей-офф с московским «Динамо». Меня на страховке поднимали под купол Ледового. Сначала на репетиции меня подняли в человеческом обличии, чтобы проверить: смогу — не смогу. Я поднялся — вроде бы, всё здорово. Надел голову и поднялся уже как Конь. А там была безынерционная штуковина, которая могла начать раскручиваться. Мне объяснили, как останавливаться. Но у меня что-то не получилось, а обзор с надетой конской головой остаётся очень маленький. Я понимаю, что зелёные сиденья Ледового зрительно слились у меня в единую зелёную полосу. Когда я приземлился, меня ещё и шарахнуло в сторону. Было ощущение, как будто меня отправляли в космос.
Потом думаю: «Не дай бог, меня начнёт во время предматчевого шоу раскручивать!» Как раз это и получилось. Меня быстро успели опустить, я сделал пару неуверенных шагов… Это внутренний курьёз, о котором знаю только я.
— Когда ты понимаешь, что устал?
— Когда после матча сажусь в машину, а мне ещё ехать до дома. У меня есть работа, которой я занимаюсь в течение дня. Потом приезжаю сюда, здесь серьёзные физические нагрузки. Но я не жалуюсь, меня это полностью устраивает, даже нравится. А уставать человек должен. Я считаю: чем сильнее устанешь, тем лучше отдохнёшь.
— В твоём Инстаграме иногда публикуются рыболовные достижения. А какие ещё увлечения у тебя есть?
— На рыбалку мы ездим вместе с супругой, она меня в этом поддерживает. А по вечерам, когда ребёнка укладываем спать, она вяжет, а я собираю модели.
Ещё с детства мне нравится масштабное моделирование. Помню, отец принёс мне пластмассовую модель самолётика, которую надо было склеить. Иногда удаётся дома выкроить минуту, посидеть с пинцетиками под лампочкой… Когда сын подрастёт, может быть, ему тоже это понравится. А может, нет — посмотрим…
— Откуда ты берёшь столько жизнелюбия?
— Это природное. Как говорится, богом дано.
— Сколько ещё лет продолжишь радовать болельщиков?
— Чем дольше, тем лучше. Мне это нравится, болельщикам, как я вижу, — тоже. Я не устал и мне не надоело. Даже не знаю, когда это может произойти.
— Ещё десять лет?
— Не вопрос!
Интервью и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Николай Малахов (Конь-Огонь): «Ещё десять лет? Не вопрос!»"