В Театре Поколений 13 февраля прошла премьера медиаспектакля Элины Куликовой «4.48», созданного по материалу американского драматурга Сары Кейн.
Драматург, по чьей пьесе был поставлен спектакль, прославилась благодаря тому, что не боялась говорить со сцены о самых неудобных вопросах и затрагивать в пространстве театра острые темы. «Психоз 4.48» — последний текст, написанный американкой перед смертью.
Текст пьесы сложен для восприятия — здесь нет распределения на роли, логики повествования, знаков препинания и художественной выразительности. Сложить в единую композицию отрывки мыслей и «случайные» наборы цифр невозможно. Он больше напоминает дневниковые записи человека в агонии, изживающего себя как личность.
Перед зрителем висят два фрагмента полупрозрачной ткани, на которые транслируется текст — на русском и английском языках. В полумраке кажется, что слова, цифры, мысли и чувства героини, обращённые в символьную форму, парят в воздухе. Среди них в темноте танцует актриса Маруся Черкашина. В кульминационный момент девушка рассыпает муку по кругу и исполняет несколько танцевальных движений внутри него, пытаясь выйти за границы. По словам режиссёра, говорить о метафорах и их трактовках в этой работе не совсем уместно, но определённый образ здесь прослеживается. Образ человека, вошедшего в жизненный, эмоциональный тупик. Спектакль полон абстракций, поэтому зрителям даётся возможность заполнить их по-своему, придать им собственный смысл.
В то же время медиаспектакль имеет скорее эстетическую направленность, нежели смысловую. Приятная анимация и видеовставки, музыка, от которой бегут мурашки, эффектные движения актрисы — всё это цепляет восприятие зрителя, и на ближайшие 60 минут он погружается в своеобразную визуальную терапию. В спектакле задействованы свыше десяти различных музыкальных композиций: от синтетической электроники до PJ Harvey.
В конце — видео, на котором девушки (актрисы, судя по всему) рассказывают о том, что их беспокоит в жизни и в театре: предписанные гендерные роли и навешанные ярлыки, из-за которых непонятно, где начинается настоящее «я» человека. Кажется, что это напрямую связано с творчеством Сары Кейн — говорить со сцены о проблемах, невзирая на то, насколько они конвенциональны или нет.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "В Театре Поколений показали спектакль по тексту Сары Кейн"