Писатель, критик, преподаватель литературы Елена Борода (Владимирова) рассказывает о родном городе, любимых авторах, собственном пути к писательству и об отношении к реализму.
— Расскажите о книге «Чужое приключение», что вышла недавно в «Издательском Доме Мещерякова». Кому она адресована?
— Книга «Чужое приключение» вышла в серии «Такие вот истории» На мой взгляд, это очень яркая и жизнеутверждающая серия, которая объединяет разных авторов, и в то же время у неё есть общая концепция. В книгах примерно одинакового формата и объёма собраны истории-мгновения. Моменты, которые почему-либо запомнились. Если учесть, что примерно из таких моментов складываются воспоминания о раннем периоде жизни, то можно назвать «Такие вот истории» своеобразной антологией детства.
Что касается «Чужого приключения», то она рассчитана примерно на младшего и среднего школьника. Но если ею заинтересуется человек постарше, это тоже хорошо.
— Что больше всего запомнилось на тропинках детства?
— Я не очень хорошо помню детство. Как ни странно, у меня мало живых воспоминаний. Все мои воспоминания связаны с книгами. Я много читала, и настоящая жизнь мне казалась скучной. Понимание того, что жизнь вообще-то богата и разнообразна, богаче выдуманного мира, пришло потом, уже в зрелом возрасте.
— Вы родились в городе с удивительным названием Рассказово. Какие легенды, традиции, сказки присущи именно этому городу?
— Да, название удивительное и поэтичное. Но легенд не помню. Ну, все знают, что город основал некий Степан Рассказ — от него и пошло название. Были ещё в XIX веке такие помещики как братья Архаровы. Один из них вроде бы обладал даром ясновидения. А в усадьбе фабрикантов Асеевых до сих пор бродит привидение. Но откуда оно взялось, не могу сказать. Не знаю.
— С чего начался Ваш путь в литературе?
— Первая публикация была как раз в рассказовской газете: я написала стишок о том, что нужно беречь природу, и его напечатали. Пришла первая кратковременная слава. После этой публикации, стоило мне уединиться, одноклассники считали, что меня посетило вдохновение и я пишу очередной шедевр. Да, мне повезло, я училась с деликатными и доброжелательными людьми. Но это несерьёзно, конечно.
Настоящий путь начался гораздо позже. Я сейчас могу вспомнить много окольных троп разной ширины, которые вели меня к твёрдой литературной дороге. И много людей, которые как-то оказали влияние на мой рост. Чтобы никто не обижался, обойдусь без имён. Но Семинары детских писателей и Форумы молодых писателей России, организованные Фондом Сергея Филатова, не назвать не могу, поскольку я прежде всего детский писатель. Именно профессиональные Семинары повлияли на становление меня в этом качестве.
— Кто был первым читателем?
— Первое чтение я доверяю обычно знающим людям. Тем, кто понимает что-то в определённой области. К примеру, если я пишу про велосипедистов, я доверю чтение рукописи грамотному тренеру. Если про исторические события, то историку. Ну, и друзьям-писателям, конечно.
— Вы пишете лирические произведения и детскую прозу. Книги «Музыка одинокого сердца» и «Цветок на асфальте» вышли в издательстве ЭКСМО. Скажите, Вы используете в текстах истории из реальной жизни или всё это — художественный вымысел?
— Я не только пишу книги, я преподаю литературу в старших классах. Разумеется, я общаюсь с учениками, а не просто читаю лекции и проверяю сочинения. Не знаю, у кого как, а мои ученики удивительные! Как можно догадаться, материала для писательства у меня более чем достаточно. Но я бы не сказала, что использую жизненные истории в чистом виде. Всё равно приходится додумывать. То же самое с характерами. Большинство моих героев списано с натуры. Но это всё равно обработанная натура. Чтобы подросток узнал себя в книге, необязательно воспроизводить всё, «как было на самом деле». Реализм — это отображение типического.
— Что лично Вам ближе: фантастика или нон-фикшн?
— Не могу отдать предпочтения чему-то одному. Я просто люблю хорошие книги, к направлениям и жанрам не привязана.
— Если бы Вы могли что-то изменить в своём творчестве, что бы это было?
— Пожалуй, ничего. Как сложилось, так сложилось. Естественно, у меня были моменты, которых сейчас хотелось бы избежать. Но их, наверное, стоит расценивать как хорошие жизненные уроки. Так что менять я ничего не хочу. Расти и совершенствоваться — другое дело.
— Какие советы можете дать начинающим писателям? И начинающим читателям: кого посоветуете из классики?
— Я не люблю давать советы. Вообще избегаю ситуаций, которые ставят меня в положение «властителя дум». Поэтому писателям советовать ничего не буду, сами разберутся.
А вот любимые книги — другое дело. Могу поделиться своим списком из разряда «лучшее от…». Из зарубежной прозы это Жюль Верн, Антуан де Сент-Экзюпери — моя любовь на всю жизнь. Экзюпери не только «Маленького принца» написал, всё остальное у него не менее прекрасно. Из наших постоянно перечитываю Ф.М. Достоевского — для меня он, как ни странно, очень жизнеутверждающий писатель. Последние годы очень люблю А.П. Чехова. Время от времени возвращаюсь к братьям Стругацким, к Владиславу Крапивину — их тоже уже можно считать классикой. Если говорить о поэзии, то у меня есть два любимейших поэта: Николай Гумилёв и Борис Пастернак.
Кроме того, я много читаю современной литературы, в основном детской и подростковой. Я очень ценю своих друзей-писателей, но, если буду сейчас перечислять всех, не хватит ни времени, ни места. Назову тех, кем увлечена непосредственно сейчас: Тамара Михеева, Юлия Кузнецова, Елена Ракитина, Евгения Басова — это всё очень близкие мне по духу люди, единомышленники. Есть ещё одна группа писателей: Эдуард Веркин, Шамиль Идиатуллин, Ая Эн, у меня на них другая реакция: КАК?! КАК они это делают? И есть Юля Симбирская — она для меня всегда особенная. Я не знаю более тонкого и чуткого автора.
— Любите ли Вы путешествовать? Есть любимое место на планете?
— Да, я очень люблю путешествовать. Есть любимые места. Например, город Казань — потрясающе красивый и приветливый! Люблю город Анапу — но, прежде всего, потому, что там живут мои друзья. У меня есть места силы — там, где хорошо пишется, где я ощущаю поразительное спокойствие и уверенность. Но я не буду их называть, а то волшебство исчезнет. Ну, и Тамбов свой я тоже люблю. После долгого путешествия очень здорово вернуться домой!
— Над чем сейчас работаете?
— Над книгой, как обычно.
Елена Борода (Владимирова) — российский писатель, филолог, литературный критик.
Родилась 9 января 1976 года в городе Рассказово Тамбовской области в учительской семье.
Окончила педагогический колледж имени К.Д. Ушинского, в котором преподавала литературу после получения диплома по специальности «Филология» Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Доктор филологических наук. В настоящее время преподаёт в университетских профильных классах.
Есть любимая семья, два сына — Дмитрий и Роман.
Автор повестей для подростков, научных и критических статей.
Лауреат премии им. В. Крапивина 2011 года за повесть «Младшие Экзюпери».
Финалист премии «Книгуру» 2016 года.
Интервью: Александра Багречевская
Фото из личного архива Елены Борода (Владимировой)
Прокомментируйте первым "Елена Борода (Владимирова): «Жизнь богаче и разнообразнее выдуманного мира»"