Церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» прошла в понедельник, 30 октября, в Театре юного зрителя.
У творческого тандема театра «Особняк» и мастерской АСБ сразу несколько призов в номинациях, посвящённых негосударственным театрам. Так, лучшим спектаклем была названа поставленная Алексеем Янковским в «Особняке» «Машина едет к морю». А приз лучшей актрисе получила Алиса Олейник, сыгравшая в этом же спектакле молодого человека Виктора с аутизмом.
Корреспонденты Охтинского пресс-центра разделили радость с лауреатами и задали им несколько вопросов.
* * *
— Не ожидал получить эту статуэтку, поэтому эмоции, как и осмысление, придут потом, — признался Алексей Янковский. — Я немного приболел, из-за гриппа нахожусь в полусне. В этом смысле мне повезло: когда ты воспринимаешь происходящее как сон, становится легче.
В таких ситуациях всегда немного стыдно. Как я и сказал на сцене, это всегда немного ярмарка тщеславия.
Это же не моя заслуга — это спектакль театра «Особняк» и его актёров. Наше главное богатство — актёры. У нас же нет, например, дорогих декораций, которыми можно удивлять.
— Вы рады за Алису?
— Очень рад, просто безмерно. Она у нас звезда. Она единственная девушка в спектакле, все мы, мужики, вокруг неё пляшем. Она внесла в спектакль совершенно неожиданную и очень яркую краску.
— От получения премии что-то изменится в судьбе «Машины»?
— Я надеюсь, ничего. Надеюсь, что у «Машины» своя судьба, и надо принять её такой, какой бы она ни была.
* * *
Алиса Олейник была героиней вечера вдвойне: и как лауреат премии, и как участница театрализованной программы церемонии. В паре с актёром Инженерного театра АХЕ она весьма комично сыграла Дездемону, предваряя часть вечера, посвящённую государственным драматическим театрам.
— Здорово, радостно, — поделилась она впечатлениями от премии.
— Алиса, мы всё ждали, что Вы скажете со сцены что-нибудь из Виктора. Например, его коронную фразу «Тушёная капуста»?
— На самом деле, я хотела что-нибудь такое сказать, а потом подумала: «Все же не в контексте». Наверное, мало кто из всех этих людей видел спектакль. Поэтому, если я так скажу, шутку не поймут. Это будет не для всех, словно междусобойчик.
— Вы упомянули драматурга «Машины» Алекса фон Бьёрклунда. Вы не видели вторую, екатеринбургскую версию спектакля?
— Нет, не видела. Только знаю, что она существует. Вообще, сегодня можно было много говорить о спектакле, но ведь ещё многим нужно дать возможность выступить. Поэтому многое получается сумбурно.
— А может, так и должно быть?
— Вообще, да. Иначе ты начинаешь что-то долго рассказывать, и все засыпают. Хотят, чтобы ты поскорее ушёл (зажигательно смеётся).
— Постоянно говорится о том, что Ваш Виктор совсем необычный, волшебный. Как Вам это удалось?
— Мне кажется, что Виктор появился намного раньше, чем была написана пьеса. В метафизическом плане внутри себя я познакомилась с Виктором ещё много лет назад. Потом я прочитала пьесу, и произошло соединение.
Меня же вообще не собирались брать на эту роль! Они планировали взять парня, кого-то пробовали, но не могли решиться. При этом исполнителей ролей деда и дяди Бори уже нашли. Они хотели репетировать, а Виктора не было. Поскольку я играю ещё в нескольких спектаклях театра «Особняк», меня на одной из репетиций попросили просто почитать. Точно также они просили световика, администратора театра «Особняк» — все они читали по очереди. Вот и я пришла почитать. Но после моей читки Алексей Янковский сказал: «А что? Прекрасный Виктор!»
Представляете?! Это была моя мечта, мне очень нравилась эта пьеса, но я совсем не думала, что Алексей Витальевич меня возьмёт.
— Как Вы думаете, что-то теперь изменится в Вашей жизни или в жизни спектакля или в жизни Вашего персонажа?
— Раньше я питала иллюзии по поводу того, что, если спектакль получит какую-нибудь премию, то сразу будет приходить больше зрителей или он сразу поедет на гастроли. Как показывает опыт, такого не случается.
Разве что теперь у меня есть мечта: свозить этот спектакль в Новосибирск. Я сама из Сибири и очень хочу, чтобы моя девяностолетняя бабушка увидела этот спектакль. Возможно, когда я в следующий раз приеду в Новосибирск, то скажу: «Мы получили две премии, пожалуйста, пригласите нас!» Может быть, кто-нибудь на это среагирует.
Интервью и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "«Машина» доехала до «Софита»"