В Манеже открылась художественная выставка «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день», проводимая в рамках русско-греческого года под эгидой Министерства культуры и спорта Греции.
«Genii Loci» переводится как «Гений места», что в мифологии Греции и Древнего Рима означает духа-хранителя, оберегающего атмосферу определённого места.
Днём, перед открытием выставки, состоялся симпозиум «Современное искусство: специфика глобального культурного обмена». Представительница Греции Катерина Коскина отметила в своём выступлении следующее: «Задача выставки — показать дух места. Такого места, где открываются новые перспективы, места для нового диалога. Из представленных нами факторов — идентичность, сомнение и обновление, — которые отражаются в работах более 100 художников, вы можете увидеть всю историю искусства прошедшего века. Мне хочется верить, что выставка окажется возможностью продолжить культурный диалог между Россией и Грецией более детально».
Куратор выставки Марина Джигарханян ответила на вопрос из зала, почему были выбраны именно 30-е годы: «В 30-е годы происходит формирование греческой идентичности. До этого периода греческое искусство развивалось в русле западноевропейских тенденций, но именно в 30-е годы возникает вопрос: «А что такое Греция?», «Что есть древнегреческое искусство?». Тогда сформировалось мощное поколение художников, которые вошли в историю. Они вышли из XIX века и создали новое художественное слово, которое явилось мощным стимулом для развития всего дальнейшего искусства».
В ходе церемонии открытия выставки министр культуры и спорта Греции часть своего выступления произнесла на русском языке: «Уверена, что эта выставка станет важным событием культурной жизни Северной столицы — города, который подарил миру великих художников, где люди умеют ценить красоту — тот самый бесценный дар, который, по словам Достоевского, спасёт мир!»
Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко поблагодарил работников консульства Греции: «Это не просто культурный обмен — это крупное политическое решение, которое свидетельствует о том, что греческое общество, деятели культуры искренне хотят взаимопонимания между нашими странами».
Выставка разделена на три части согласно периодам, к которым относились работы: «Место и личность», «Место и разногласия», «Место и поиск».
По технике, сюжетам и жанрам картин, написанных в тот или иной период времени, можно многое узнать об истории Греции. Например, 60-е и 70-е годы прошлого века ознаменовались идеологическим «брожением». Начавшаяся в 50-е годы военная диктатура «чёрных полковников» во многом повлияла на формирование нового направления — «критический реализм». В то же время развился абстракционизм, и художники стали активно использовать геометрический язык.
Современные работы представляли собой скорее арт-объекты, нежели просто картины.
Организаторы выставки добились эффекта соприкосновения нескольких эпох — совсем разных, при этом существующих в гармонии и дополняющих друг друга.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Дух-покровитель греческого искусства поселился в Манеже"