В Центре современного искусства имени Сергея Курёхина 25 октября прошла лекция «От чего не зависит зависимый театр», которую провёл театровед и театральный критик Алексей Киселёв.
Лектор разделил выступление на две части: «неинтересную» и «непонятную». Шутливые названия, конечно, не отражали сути будущей презентации, которая, несмотря на столь категоричное наименование, была довольно динамичной и познавательной.
В России существует множество театров, финансируемых как государством, так и частными спонсорами. Можно сказать, что «театральная индустрия» процветает, так как финансирование театров (материальная поддержка развития культуры) обязательно для всех крупных компаний страны. Соответственно, существуют государственные и негосударственные театры — зависимые и независимые. Об их преимуществах и недостатках и говорил Киселёв.
Также он подробно разобрал процесс создания спектакля в этих театрах, термин «мёртвые души» (актёры, которые покинули своё место работы, но зарплата которых продолжает перечисляться театру; деньги «мёртвых душ» делятся внутри труппы, выплачиваются как премиальные) хорошо известный каждому, кто так или иначе причастен к театральной сфере деятельности.
Слушатели лекции активно участвовали в обсуждении всех поднимаемых тем. Наибольшее же возбуждение в зале вызвал вопрос: «Что такое театр?» Алексей Киселёв предложил слушателям подобрать определение к этому слову, что оказалось довольно сложным и вызвало бурную дискуссию. Первое определение, которое было предложено пришедшими на лекцию, звучало так: «Театр — это определённое пространство, в котором есть сцена, актёр и зритель». Однако такая формулировка была тут же опровергнута лектором, так как театр может обходиться без сцены (вспомним уличные театры), без актёра (променад-театр, где зрителям выдаются наушники, в которых они преодолевают заданный маршрут по городу под определённые звуки, шумы и т.п.) и даже без зрителя!
Тогда определение попытались дополнить словами «репетиция», «определённые действия, выполняемые кем-либо». Но и это было неверно, так как существуют театры, спектакли в которых совершаются импровизационно, не поддаваясь заготовленным установкам. Например, самый популярный современный театр «Римини Протокол» известен тем, что создаёт спектакль на ходу, не придерживается строгого сценария. Алексей Киселёв рассказал об одной из их постановок: зрителям раздают бинокли и наушники, в которых проигрываются звуки футбольного матча, просят подняться на какую-либо башню, возвышение, а на улице оставляют мяч. Далее зрители следят за мячом: как с ним начнут играть мальчишки, как ветер покатит его далеко по улицам и так далее. Таким образом, слово «репетиция» тоже не всегда может включаться в определение театра. В итоге, термин, способный описать собой любой вид данного искусства, так и не был найден.
По окончании лекции Алексей Киселёв предложил сделать десятиминутный перерыв и затем продолжить разговор о театре, а точнее — о его разновидностях. Зрители ознакомились с классификаций театральных жанров и форм, презентация которых была дополнена красочными примерами. Так, существует антитеатр, отрицающий принципы театральной иллюзии (цикл спектаклей Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему»). Интересен театр «умножения энергии», во время такого спектакля вполне естественными считаются крики и вопли актёров, «прокачивающих» зрителей невероятной энергетикой («Гамлет» в постановке Meno Fortas). Также был упомянут театр «умножения присутствия», который имеет статус экспериментального и существует ради созерцания происходящего на сцене, лишённого какого-либо смысла.
Театральная вариативность бесконечна, и в этот вечер в живой и увлекательной форме была представлена лишь малая часть его многообразия.
Алексей Киселёв, лектор, театровед:
«Так повелось с недавних пор, что меня стали приглашать читать лекции. Для меня это до сих пор странно, я только начинаю постигать этот жанр. Сейчас я приехал в Петербург на форум независимого театра «Площадка VOL.1», и Центр Курёхина предложил почитать лекцию про зависимые и независимые театры, изучением которых я занимаюсь».
Текст и фото: Анастасия Мишина
Прокомментируйте первым "Определение современного театра до сих пор не найдено"