В Медиа-центре Новой сцены встретились два века

generations

Режиссёр-документалист Михаил Патласов в субботу, 2 декабря, в рамках проекта «Здесь и сейчас» показал на Новой сцене Александринского театра эскиз спектакля Generations.

generationsПолутёмный зал, на людей падает синий свет. Где-то отстранённо играет музыка с проскальзывающими индийскими мотивами. Зрители сидят по периметру помещения, в середине висит полотно, на которое проецируется интерфейс программы Word. Синий фон, а на нём — надпись «geNerations» с выбивающимся слогом «NE», что отсылает к грядущему «НЕфесту».

Режиссёр просит всех закрыть глаза, после чего начинает перечислять десятилетия. Услышав год своего рождения, зритель открывает глаза. Вместо надписи на синем фоне идёт отсчёт: 1990, 1991, 1992 и так далее. Пока цифры сменяют друг друга, зритель извлекает из своей памяти воспоминания о том, что с ним происходило в то время, где он был, какие люди его окружали…

Пол разделён на четыре части, пронумерованные от «1» до «4». Пришедшие на перформанс люди ходят по кругу в привычном для себя темпе. Кто-то ступает твёрдым шагом, быстро переставляя ноги, другой идёт спокойно, неторопливо, будто прогуливаясь по набережной. Важная составляющая этого спектакля — создать среду, в которой незнакомым людям захотелось бы открываться друг другу. Всех просят остановиться и найти человека, который оказался ближе всего. В течение 30 секунд нужно смотреть незнакомцу в глаза. Сначала это кажется странным, на лицах показываются неловкие улыбки. Десять секунд — лицо напряжено. Ещё десять — чувствуется какая-то связь с человеком, стоящим рядом. Проходит полминуты — лицо становится расслабленным, а глаза напротив — чем-то уже знакомым, по-своему родным.

В какой-то момент Михаил Патласов начинает задавать вопросы о вере, о детстве, о предпочтениях, о деятельности зрителей. Цифры на полу означали одну из категорий, к которой относил себя человек. Прозвучал вопрос о том, с какого возраста себя помнит зритель. Режиссёр обратился с вопросом к женщине, которая помнила себя с годовалого возраста: каким было её первое воспоминание. Женщина вспомнила коммунальную квартиру, в которой жила, свою детскую кроватку, мамин халат.…

generationsС этого момента началась первая мизансцена. Зрительница села на стул, представляя, будто она лежит в той самой кроватке. Из зала выбрали женщину в очках, которая больше всего напоминала маму из воспоминаний. Нашёлся молодой человек, похожий на голубоглазого отца-военного. Погрузившись в ностальгическую атмосферу, женщина прочла небольшой отрывок из воспоминаний Леонида Зотчика, актёра Александринского театра с 1959 года.

Люди снова ходят по кругу с разной скоростью, встречаются взглядами и переходят с цифры на цифру, отвечая на вопросы, которые, возможно, раньше себе не задавали.

Режиссёр просит изобразить род деятельности, которой занимаются зрители. Одна девушка просто легла на пол, что обратило на себя внимание многих зрителей. Зародился новый сюжет: появляется врач, спешащий оказать помощь пострадавшей, зеваки с телефонами и прохожие, отгоняющие этих зевак. И снова звучит воспоминание, на этот раз артиста Дмитрия Бутеева, о постоянных волнениях перед собственным выступлением.

Люди снова идут по кругу, вспоминая 40-е, 60-е, 90-е годы прошлого века, и думают о своём месте сегодня, а счётчик на экране уже отсчитал 2065 год…

Текст и фото: Дарья Герцева

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "В Медиа-центре Новой сцены встретились два века"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.