Да пребудет во мне конь!

медиа

Круглый стол «Искусство будущего», организованный Лабораторией новых медиа, прошёл 22 июня в помещении Новой сцены Александринского театра.

Пятеро спикеров представляли сразу четыре крупных российских вуза. К тому же, почти все они были не только исследователями ультрасовременных и футуристических тенденций цифрового искусства, но и художниками в широком смысле.

медиаДоктор философских наук, куратор сибирского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Дмитрий Галкин начал выступление с лаконичного и наглядного объяснения относительности понятия «будущее»: «В некоторых российских населённых пунктах до сих пор нет электричества. При этом есть районы с хайтек-оснащением и “умными домами” такого качества, что они уже, можно сказать, живут в будущем. Для деревни, в которой нет электричества, его подключение и будет будущим, ведь правда?».

По мнению Дмитрия Владимировича, во всём мире представления о будущем неоднородны, поэтому речь может идти не о линейном целеустремлённом движении к техническому прогрессу, а о довольно пёстром коллаже. Задачей искусства является выход за пределы своего времени.

В качестве примера такого «выхода искусства за пределы времени» Галкин привёл работу австралийского художника Стеларка «Третья рука». При помощи экзоскелета собственной сборки Стеларк в три руки написал на стене слово “evolution”. Для своего времени он значительно обогнал развитие данной технологии. Потому неудивительно, что сейчас он трудится в сфере робототехники.

Исследователь уделил внимание так называемому «процессуальному искусству»: «Если раньше искусство измерялось объектом и его завершённой структурой, — отметил Дмитрий Галкин, — то в технологических формах важнее процесс искусства и его открытость — то, что происходит здесь и сейчас, особенно во взаимодействии со зрителем как участником художественной жизни». Художник порождает не объект, который можно продать или фетишизировать, а среду, в которой рождается новый опыт.

медиаИскусствовед, руководитель сектора мультимедийных программ ГЦСИ Наталья Фукс подчеркнула, что знакомство с искусством будущего далеко не всегда будет проходить легко. В подтверждение своих слов Наталья показала видеозапись био-перформанса французской художницы Марион Лаваль-Жанте, которая перелила себе кровь любимой лошади и осталась жива. В литературном переводе с французского название перформанса звучит как «Да пребудет во мне конь!» Увиденное слегка шокировало присутствующих.

медиаФилолог, преподаватель факультета свободных наук и искусств СПбГУ и Лаборатории новых медиа Наталья Фёдорова рассказала о подходе к литературному произведению как к биологической форме. Затем она познакомила аудиторию с бактерией Deinococcus radiodurans, устойчивой к воздействию радиации и, вероятно, способной пережить атомную войну. По словам Натальи, каждой из 26 букв латинского алфавита художниками был присвоен тот или иной элемент структуры ДНК этой бактерии. Таким образом, внутри неё был создан живой алфавит.

Композитор и продюсер Тарас Машталир и режиссёр Юрий Дидевич рассказали о собственных интерактивных перформансах и аудиовизуальных инсталляциях.

В финале слово вновь перешло к Дмитрию Галкину, который с неподражаемым юмором ответил на вопрос ведущей Селены Волконской о том, что останется после нас в медиапространстве. Дмитрий Владимирович рассказал о двух проектах, имеющих непосредственное отношение к медиа-археологии и увековечению памяти о человеке в цифровом формате.

Отечественная арт-группа “Recycle” реализовала проект “Holy ID”, в рамках которого создала объекты, якобы извлечённые из земли археологами будущего и характеризующие наше время. К ним относится драгоценный объект поклонения — медальон с эмблемой сигнала Wi-Fi, а также сделанный из прозрачной строительной сетки пророк Моисей, который гоняет на роботе-пылесосе и ловит Wi-Fi.

Ещё одна группа художников из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга под названием «Куда бегут собаки» создала проект «Медиакладбище». Проект представляет собой группу своеобразных могильных памятников, к каждому из которых прикреплена мультимедийная фоторамка. В рамках демонстрируются фотографии, повествующие о том, кем человек чувствовал себя изнутри. «Допустим, все знали человека как сантехника, — пояснил Галкин. — А он на самом деле всю жизнь был феей».

Текст и фото: Евгений Веснин

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Да пребудет во мне конь!"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*