Накануне 75-летия со дня начала Великой Отечественной войны в Театре эстрады в очередной раз был показан музыкальный спектакль «Когда мы были молодыми…».
Постановка Юрия Гальцева с участием молодых актёров — это рассказ о величайшей трагедии прошлого века в песнях предвоенного периода и песнях войны. Одни из них успели основательно забыться, другие по-прежнему на слуху у тех, кто помнит непростое советское время. Приятно услышать энергичную «Тачанку», любопытно познакомиться с военной версией песни из фильма «Юность Максима» «Крутится, вертится шар голубой» — со словами Михаила Исаковского («Ранили парня, ну что за беда!»). И так хочется от души посмеяться над «Пуговицей» в исполнении хора пионерок из Дома пионеров Кировского района имени Кирова.
В песенном спектакле о войне вообще много веселья. Потому что нельзя показывать одно только горе (оно у Гальцева есть — несколько номеров с трагичной концовкой). Потому что человеческая психика рано или поздно поставит заслон на пути слишком сильного потока разрушительной информации, иначе можно сойти с ума. Потому что в осаждённом Ленинграде ни на один день не закрывался Театр музыкальной комедии, где давали лихие водевили и танцевали канкан. В этом не было кощунства, это было осознанной необходимостью хотя бы на пару часов отвлечься от кошмара блокады, от утраты близких, от голода и холода.
Открывается спектакль песней «Студенческая попутная», солирует в ней Анастасия Кастрица. Для молодой актрисы этот номер особенно важен, поскольку в середине прошлого века песня входила в репертуар её деда, Леонида Кострицы.
А ещё у спектакля очень красивый — одновременно торжественный и проникновенный — финал. Под несправедливо забытую песню на слова Бориса Брянского «Мой Ленинград» молодые актёры разбиваются на пары и изображают зимний парк.
Пускай Неву пургою замело,
Пускай морозом дышит Летний сад.
В глаза ты мне глядишь, и мне тепло, светло,
Мой Ленинград, мой Ленинград.
Бесконечно восторгаться прямо-таки сказочным погружением в эпоху мешают несколько «заусениц». Недоумение вызывает номер, в котором двое юношей, изображающих танкистов, но одетых как пленные (босиком, в форменных защитных штанах, но без ремня и в майках) кувыркаются, сцепившись друг с другом, друг на друге катаются по сцене, при этом с истеричным надрывом читают отрывок из реального письма погибшего танкиста, адресованного своей девушке.
Есть вопросы и к костюмерам. Истины ради отметим, что форма с погонами появилась в РККА только с началом 1943 года. Изображая первые полтора года войны, показывать наших солдат в погонах некорректно. Ну а форма эсесовцев — прямо-таки «вариация на тему».
Впрочем, это мелочи. А главное — в том, что перед нами цельное полотно, а не набор музыкальных и пластических номеров, и в том, что многие замечательные песни вернулись прямо-таки из небытия. Непременно посмотрите этот спектакль — вовсе не обязательно в привязке к «военным» датам. А Юрию Гальцеву и его «гальчатам» — низкий поклон за бережное отношение к нашему прошлому.
Анастасия Кипина, актриса театра:
«Для меня спектакль «Когда мы были молодыми…» — это, в первую очередь, история моей страны. Это возможность окунуться в военные годы, прочувствовать страх, слёзы, радость… Каждый раз, когда я стою за кулисами, сердце бешено бьётся. Не от волнения, нет. А от того, что пережили наши прадеды в то время. И, конечно же, меня переполняет чувство гордости».
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Кто сказал, что песне нету места на войне?"