Сегодня, 8 марта, Театр эстрады представит петербуржцам премьеру — феерическую комедию Владимира Маяковского «Клоп» в современном прочтении талантливого режиссёра Ильи Мощицкого.
По словам режиссёра, автор даёт тему, а режиссёр её осваивает, развивает, находит в ней те смыслы, которые ему интересны. Оригинальный текст и сюжет остались почти неизменными, а вот сценография переносит зрителей из времён НЭПа в будущее. Если в первом акте герои из 1929 года делают селфи и одеты как настоящие британские панки вперемешку с русскими бомжами из девяностых, то во втором акте вместо 1979 года действие переносится в 3589-й.
«Если вы читали пьесу, то знайте: всё будет не так, как вы себе представили, — говорит исполнительница не прописанной у Маяковского роли alter Зои Берёзкиной Анастасия Кипина. — Всё будет куда интересней и современней».
Встречает зрителей Олег Баян (Алексей Шильников). В его образе угадывается что-то от Дэвида Боуи, что-то от Фредди Меркьюри и группы Kiss. Огромный бюст Ленина с зелёными огоньками в глазах навевает ассоциации с лучшими концертными шоу Pink Floyd. Судя по всему, Илья Мощицкий серьёзно увлекается британской рок- и панк-культурой. Лишним подтверждением тому служит британский флаг на спине Олега Баяна, «самородка из домовладельцев».
Первый акт — «завтрашний мир» — полон безумия, вседозволенности, яркой индивидуальности, запретов здесь не существует. «Красная» свадьба, селфи на фоне пожара, потерявшая с горя рассудок и желание жить Зоя Берёзкина (Алена Савастова), умопомрачительные костюмы, песни, танцы, грим из первого акта и многое-многое другое, ради чего стоит обязательно побывать на спектакле, невообразимо контрастируют со вторым актом, изображающим будущее через полторы тысячи лет.
Стандартность существования в этом мире заменила пёструю уникальность прошлого. Спокойствие и равнодушие, невозможность испытывать любые эмоции и чувства; мир, где любовь — это болезнь, а жизнь «товарища» принадлежит коллективу, предстают перед зрителем в белом цвете костюмов персонажей. Новый мир, поначалу очаровывающий показной благостностью, на поверку оказывается жестоким, тоталитарным. Он отдалённо напоминает планету Альфа из фильма Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза». Размороженный Пьер Скрипкин, вышедший из хаоса, разительно контрастирует с атмосферой жёсткого порядка и своими репликами вызывает смех зрителей. И если у Данелии существа «низшего уровня» превращают в кактусы, то в «светлом будущем» недалёкого обывателя сажают в стеклянную кабину (клетку) и выставляют на всеобщее обозрение.
Отдельное внимание хотелось бы уделить мультимедийному решению в конце пьесы, когда растерянное лицо заточенного в клетку Скрипкина одна из «товарищей» снимает на камеру, которая, в свою очередь, выводит изображение на белый задник сцены.
Современный «Клоп» прекрасен и, безусловно, заслуживает внимания зрителей. Сама же комедия по-прежнему актуальна: «обывателиус вульгарис» становится только больше…
Александр Сафронов, хореограф-постановщик:
«Сплоченная труппа молодых и, безусловно, талантливых актёров работала над идеей создать два совершенно разных мира, два отдельных произведения. Первый акт — это свобода, хаос, абсолют во всем. Второй акт — мир идеальный, ровный, несвободный, в нём человеческие ресурсы используются до последней капли. Работать над этим проектом вместе с режиссёром Ильёй Мощицким было очень интересно. Задумка действительно удалась».
Текст: Анастасия Мишина, Евгений Веснин
Фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "«Клоп» ожил в двадцать первом веке"