В начале мая, в преддверии 80-летия Победы, в онлайн-кинотеатре «Премьер» был впервые показан сериал «Таганрог», посвящённый подвигу молодых подпольщиков в годы немецко-фашистской оккупации.
Начну с истории, которая, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к сериалу, но без неё все дальнейшие выводы останутся непонятными. В начале прошлого десятилетия по заданию одного из петербургских муниципалитетов я делал локальную подростково-молодёжную газету. В какой-то момент за взаимодействие со мной со стороны заказчика стала отвечать новая глава местной администрации, много лет работавшая завучем в школе. Одним из первых её указаний было обязательно «подчёркивать воспитательное значение» едва ли не любого описываемого в этой газете события. Я возразил примерно в том духе, что наши читатели, даже дети, — не дураки и сами разберутся в подоплёке происходящего. А попытка слишком навязчиво тыкать им в нос «воспитательным значением» приведёт к естественной реакции — отторжению.
Вернёмся к «Таганрогу». К его безусловным успехам нужно отнести работу реквизиторов, костюмеров, пиротехников и каскадёров. Картинке предвоенного и оккупированного Таганрога веришь с первого кадра и до последней серии. Как и костюмам, интерьерам, использованной в кадре технике. Немногочисленные взрывы, перестрелки, сцены расстрелов сняты очень достоверно — работа этих служб выполнена на «пятёрку». На качественную картинку работает и вполне добротная операторская работа. С остальными компонентами всё гораздо сложнее.
Над сериалом работала творческая группа из нашего города. Съёмки проходили преимущественно в Петербурге и в Ленинградской области. Например, сцена с миномётным обстрелом катера, на котором пытались эвакуироваться мирные жители, снималась на северо-западе Ладожского озера. Соответственно, задействованные в сериале актёры тоже в подавляющем большинстве питерские.
Как ни странно, это негативно сказалось на качестве сериала, поскольку с десятками молодых ребят никто не работал над постановкой характерного местного выговора. Все они говорят очень чисто и правильно, как петербуржцы. Но не как таганрожцы. Вы не услышите в сериале фрикативного «г», а тем более — суржика. Из всего актёрского ансамбля «Таганрога» над аутентичным произношением работали, кажется, только Семён Стругачёв (который играет — вы не поверите — старого еврея) и Вячеслав Аркунов, исполняющий роль предателя Стоянова.
Вторая проблема, связанная с репликами: актёры используют современные речевые конструкции. Они характерны для сегодняшних петербуржцев, но не для жителей побережья Азовского моря середины прошлого века.
Сюжет сериала по моде последних лет состоит из двух хронологических линий: военной и современной.
В течение мая некоторые критики и непрофессиональные авторы из числа активных зрителей уже успели отметить искусственность и одновременно художественную слабость «современной» линии. Соглашусь, что без неё сериал не потерял бы ни в качестве, ни в значении для военно-патриотического воспитания. При этом нужно понимать, что у «Таганрога» есть заказчики и финансовые источники. Есть потребность в формировании положительного образа проекта «Без срока давности» по розыску военных преступников, которым занимается Федеральная служба безопасности вдобавок к огромному количеству современных преступлений.
И вот замечательный актёр БДТ Алексей Фалилеев, известный опытным петербургским телезрителям по бодрому и очень профессиональному ведению городских новостей на «Шестом канале»/СТС, играя генерала ФСБ в «современной» линии «Таганрога», отдаёт указание найти очередного полицая. При этом невербальные сигналы прекрасны: Алексей в этот момент абсолютно неподвижен, а выражение лица у него безрадостное, если не сказать «кислое».
Ещё одна тема, показать которую требовалось в современной линии сериала, это боестолкновения в ходе СВО. Ликвидация диверсионно-разведывательных групп, посланных враждебным украинским государством, которого не должно существовать. Западные «кукловоды» этих ДРГ. И улыбчивый офицер ФСБ, в ноутбуке которого вместо твердотельной памяти до сих пор жёсткий диск.
Гораздо интереснее разбирать «военную» линию. Например, крайне важно, что в «Таганроге» без стеснения показаны реальные масштабы предательства. Десятки мужчин вступают во вспомогательную полицию, участвуют в расстрелах коммунистов, евреев, партизан, подпольщиков. Некоторые юноши охотно становятся провокаторами и обрекают на смерть своих приятелей, с которыми ещё вчера гуляли в одном парке. Некоторые девушки идут в офицерский бордель. И это в Ростовской области, далеко не самой «антисоветской» по итогам Гражданской войны, коллективизации и репрессий. Страшно представить возможный размах коллаборационизма на условной Тамбовщине, где в своё время недоработал Михаил Николаевич Тухачевский.
Наравне с этим показаны и масштабы поистине героического самопожертвования советской молодёжи. Не пройдя спецподготовку, не имея оружия, нарушая все мыслимые и немыслимые правила конспирации, наплодив собственноручные признания в подрывной работе (письменные клятвы), не умея разоблачать провокаторов, порой подчиняясь не самым сложным психологическим манипуляциям врага, эти юноши и девушки завоёвывают безоговорочную симпатию зрителей благодаря искренним порывам и безграничной любви к Родине.
Несмотря на рост численности комсомольского подполья в ходе оккупации Таганрога, приблизившейся в последние месяцы перед освобождением города к отметке в полтысячи человек, в сериале оно так и не смогло стать реальной силой. Например, не подняло восстание накануне возвращения Красной армии. Да, с одной стороны, за неполные два годы оккупации подполье провело важные разовые акции, которые не оставались незамеченными ни жителями города, ни хорошо подготовленным врагом — тайной полевой полицией ГПФ (Geheimfeldpolizei), подведомственной военной контрразведке, и СД (Siherheitdienst) с их зондеркомандами. С другой стороны, оно позволило обезглавить себя и внедрить в свой состав агентов вышеуказанных немецких спецслужб.
Отсюда простой вывод: любому делу нужно учиться, особенно — смертельно опасному и связанному с ежесекундной концентрацией. В том числе поэтому (а ещё — в воспитательных целях) в сериал был введён вымышленный персонаж — лейтенант НКВД Швец (Денис Донской). Он молод, красив, улыбчив, а главное — безупречен как разведчик-нелегал. Более того, перед началом войны он вёл курсы подпольно-подрывной работы для партийного и комсомольского актива области. Он умело манипулирует полицаями, играя на их фантастической жадности, зависти и нечистоплотности. Он стравливает между собой СД и ГПФ и провоцирует (с ума сойти!) перестрелку между ними. Он так и не попадается немцам и уходит из Таганрога целым и невредимым. А ещё он любит главную красавицу сериала, потому что у Супермена должна быть девушка.
Не контактируя со Швецом и даже не зная о его существовании, в Таганроге начинает работать ещё один разведчик. На этот раз это реальный исторический персонаж — первый бургомистр оккупационной администрации Николай Кулик. Сразу несколько деталей его биографии указывают на возможную связь с комсомольским подпольем и даже на получение должности бургомистра по заданию НКВД. Но прямых доказательств этого не существует. Реальный Николай Кулик, как и его экранный аватар, был замучен до смерти летом 1942 года.
Хочется верить, что у создателей сериала был выбор. Либо строго придерживаться исторической правды и показать два неполных года оккупации города как ежедневное противостояние немецких контрразведывательных и карательных ведомств с подпольщиками, где на стороне одних — профессиональная подготовка, беспринципность и полная свобода в выборе методов, а на стороне других — неопытность, порой наивность и горячее сердце. Либо снять боевик с Суперменом в главной роли, в сравнении с харизмой и способностями которого все подпольщики — не более чем статисты.
Не будем забывать, что есть госзаказ и есть люди, которые так любят «подчёркивать воспитательное значение». Представим, что они приходят к режиссёру и говорят: «Нам нужно воспитывать патриотические чувства у молодёжи, даже у самой непонятливой. Поэтому в начале показываем мирное и безоблачное предвоенное время. Юноши и девушки в Таганроге гуляют и веселятся в парке, танцуют, обсуждают планы на ближайшие два-три года. Теперь флэшфорвард — кадр из концовки: те же юноши и девушки, только измученные пытками, со следами побоев, перед расстрелом. Чтобы всем всё стало понятно!»
Если у вас возникнет вопрос, к чему такая чудовищная прямолинейность, вы не патриот. Отправляйтесь смотреть вражеских Линчей, Альдомоваров и Кроненбергов. У наших патриотических режиссёров образы должны быть прямыми как рельса и незатейливыми как грабли.
Если у вас возникнет вопрос, почему подпольщики показаны в сериале довольными и улыбающимися, а их оппоненты — мрачными злодеями (один так вообще со шрамом на поллица), вы снова не патриот. Если у вас возникнет вопрос, почему в сериале так много сцен пыток, почему они настолько детальные и продолжительные, вы не только не патриот, но ещё и идиот: мы же подчёркиваем воспитательное значение! Вот посмотрите: главный злодей со шрамом собственноручно вырезает из кожи юной подпольщицы пятиконечную звезду, потом уродует ей молочные железы. Смотрите, не отводите глаза! Как же иначе вы научитесь ненавидеть?
А вот ещё смотрите: командир зондеркоманды СД собственноручно расстреливает посреди улицы пожилую женщину, которая случайно упала, рассыпала корзину яблок на проезжей части и вынудила немецкую автоколонну остановиться.
В первом сезоне сериала «Метод» школьная учительница показывала пятиклассникам фотографии повешенных немцами партизан и подпольщиков. Один из учеников от увиденного получил настолько сильную психотравму, что стал маньяком и во взрослом возрасте принялся «косплеить» сцены на фотографиях, раздевая и вешая девушек, предварительно введённых в транс. Маньяка пришлось ликвидировать, а учительница не виновата — она ведь всего лишь подчёркивала воспитательное значение…
Текст: Евгений Веснин
Фото: кадры из сериала
Прокомментируйте первым "Подчеркнём воспитательное значение"