Юлия Тимур: «Не навреди душе человеческой грубым прикосновением»

Тимур

На вопросы Александры Багречевской отвечает живущая в Турции художница, прозаик и поэтесса Юлия Тимур.

мандарин— Юлия, расскажите, пожалуйста, о своей семье и родителях? Где Вы родились? Каким было Ваше детство?

— Возможно, выскажу не очень популярную точку зрения, но тем не менее считаю, что у меня было счастливое советское детство. Счастье его определялось относительной предсказуемостью будущего, стабильностью и отсутствием страхов.

Я выросла в обычной семье. Родители работали каждый день. Пока они были на работе, мной занималась бабушка — мать отца, которая в четыре года научила меня читать, и с тех пор любовь к чтению, к книгам, осталась со мной на всю жизнь. Правда, в детстве я читала гораздо больше, а когда началась учёба в институте, а потом уже и работа, чтение стало носить периодический характер — в свободное от всего остального время. А в детстве, если сюжет книги захватил, читала «запоем»: с позднего вечера до самого утра.

Жили мы довольно скромно, как и многие тогда. Когда я пошла во второй класс, мы перехали из коммунальной квартиры в собственное жильё со всеми удобствами. О чём мечтали? О самых обычных вещах. Например, из-за хронического тонзиллита мне всегда приходилось есть мороженое немного подтаявшим, и поэтому в детстве у меня была мечта: быстрее вырасти, чтобы есть его холодным. Тогда казалось, что у взрослых все болезни быстрее проходят. Я не видела, например, чтобы мама, подолгу болела. Сейчас понимаю, что долго болеть ей было некогда… Мечтала о собаке, которую мне в итоге купили, и произошло настоящее счастье – детские мечты сбылись.

По мере взросления мечты менялись. В подростковом возрасте, недовольная своей прыщавой внешностью, тем не менее, мечтала о том, чтобы мальчик, который мне нравился, тоже в меня влюбился. Какое-то время, вдохновлённая стихами Беллы Ахмадулиной, представляла себя большим поэтом. Интерес же к стихосложению у меня возник ещё в то время, когда пошла в начальную школу. И вовсе пропал, когда начала рисовать портреты окружающих. Почему портреты, а, к примеру, не цветочки или дома? Мне всегда были интересны лица людей, особенно красивые лица, и связь этой красоты с внутренним устройством человека. Думалось, что красивый человек обязательно красив и в своих поступках. Потом эта теория рухнула по мере наращивания «мышц» жизненного опыта. В отношениях с людьми часто занимала позицию наблюдателя или слушателя. Думаю, впоследствии этот опыт пригодился, когда начала писать рассказы. Только в то время я об этом и не думала.

— О чём думали в ту пору люди, о чём мечтали? Как жили?

— Как жили? Планируя и рассчитывая. Жильём обеспечивало государство. Потом появилась возможность приобрести кооперативную квартиру, правда, если в семье было достаточно накоплений. А копили все. Часть зарплаты родители откладывали на сберкнижку: на покупку машины или дачи. Машину или дачу мы так и не купили, не успели — грянула денежная реформа. Завидовали тем, у кого была возможность выезжать заграницу: они выделялись среди других — и не только импортными одеждами, хотя в пубертатном периоде и это отличие было серьёзным поводом для зависти.

Тимур— Как к Вам начали приходить сюжеты рассказов? Дело это у всех писателей мистическое. Каков основной лейтмотив Ваших прозаических текстов?

— Как случилось, что я начала писать? Это стало неожиданностью для всех, кто меня хорошо знал. Если рисовать я любила всегда, то страсть к выражению себя в прозе дала о себе знать довольно поздно.

Родился сын. Он очень любил (и любит до сих пор) слушать занимательные истории перед сном. Сначала читала ему детские книжки, а потом, заметив, что с наибольшим интересом слушаются истории, где главное действующее лицо — он сам, стала специально сочинять для него истории. В итоге получился приключенческий сериал, в котором главным героем был сын. Потом начала записывать эти истории. К тому же с рождением сына случился перерыв в занятиях живописью, а картины продолжали появляться в воображении и не давали покоя.

Надо заметить, что и раньше, когда писала картины, помимо живописной составляющей, возникало своего рода взаимодействие с героем: а вот эта женщина, которую рисую, чем она живёт, о чём думает? Возникала яркая картинка, небольшой сюжет. Именно так появился первый цикл рассказов «За чашечкой турецкого кофе», в котором каждую миниатюру сопровождает акварельная работа.

У меня медицинское образование. А в медицине один из основных принципов — не навреди. Этот принцип близок мне во многих сферах жизни. Поэтому, говоря о моих рассказах, его можно применить тоже: не навреди душе человеческой грубым прикосновением. Сами же рассказы затрагивают тему радостей и печалей обычного человека. Один из читателей написал буквально следующее: «Ваши рассказы оказывают на меня терапевтический эффект». Это именно то воздействие, которое я хотела бы видеть итогом своего творчества.

Тимур— Расскажите о книгах, которые вышли в свет.

— Первая книга — это миниатюры о жизни в Турции «За чашечкой турецкого кофе», о которой я рассказала, отвечая на предыдущий вопрос. Потом был написан сборник новелл о любви «Зимородок». Это четыре истории, переплетённые между собой общими героями, историческими событиями и локацией. Сюжет новелл охватывает значительный промежуток времени — от начала ХХ века до нынешних дней. Действие происходит на территории Турции и Англии. Есть в новеллах и персонажи из России. Например, эмигрант Аняс, сбежавший из объятой революцией страны и затерявшийся в Турции.

«Записки новичка из петушино-цитрусового рая» — мои впечатления о жизни в современной Турции. «Муравейник» — повесть для семейного чтения. В повести рассказывается о дружбе двух мальчишек, в ней много познавательных и интересных приключений. Но повесть будет интересна и взрослому читателю, поскольку на фоне детской дружбы показаны взаимоотношения в современной семье, различные модели семейного взаимодействия. В книге «Острова детства» я совместила две темы: воспоминания о собственном детстве и рассказы о детях, живущих в Турции. Ну, и последняя книга — «Под сенью платана», законченная совсем недавно, в июле, — о сложной судьбе турецкой женщины, прошедшей через многие испытания, не побоявшейся жить вопреки традициям и сумевшей сохранить свою любовь.

лаванда— Вы писатель и художник. Зачастую мы можем любоваться акварельными работами, которые сопровождают Ваш текст в журналах/ в книгах. Где проходят выставки картин? Расскажите о своих картинах? Когда Вы начали писать их?

— Спасибо большое, очень приятно, что Вам нравятся мои акварели. Графикой я занималась ещё в то время, когда жила в Москве, а вот переезд в Турцию вдохновил написать большой цикл акварельных работ. Это и пейзажи, и портреты.

Видимо, я малоактивный человек в плане продвижения своего творчества. Возможно, это происходит в силу того, что основным и самым важным для себя считаю семью: сына, мужа, родителей. А все культурно-массовые мероприятия происходят, как правило, в столицах — Москва, Стамбул. Сейчас я живу практически в деревне — небольшом посёлке недалеко от Кемера, живописном и располагающем к созерцанию и размышлениям. В результате этих размышлений появляются только рассказы.

Несколько моих акварелей на международном конкурсе «Образ Крыма» в 2019 году были отмечены Дипломом Лауреата второй степени. Привезти свои работы на выставку, которую планировали организовать в Москве, я не смогла, хотя такая возможность представлялась всем лауреатам.

— От кого чаще всего приходят отзывы?

— Очень хороший вопрос! Думаю, что моя читательская аудитория — это в основном женщины, причём разного возраста! Видимо, в своих рассказах я больше пишу о женских проблемах: семья, дети, добрые поступки людей, которые в нашем мире, слава Богу, не перестают происходить.

Тимур— Насколько сложно современному российскому писателю найти хорошего литературного агента и заключить взаимовыгодный контракт?

— Сейчас опять буду признаваться в своей малоактивной позиции и находить тому объективные причины. Во-первых, пишу я не так давно — с 2018 года. Во-вторых, не люблю стучать «в закрытые двери», а без настойчивости «молодому» писателю сложно. Как-то мои рассказы, которые я размещала на своей страничке в ФБ, заметила писатель Полина Жеребцова и помогла поверить в себя. Это всегда важно на старте — почувствовать поддержку. Вот с того момента мой «тонкий голос» в литературном море был услышан читателями, которых я очень люблю и которые не оставляют без внимания мои новые рассказы и книги. Думаю, что литературный агент — это пока история не обо мне. Может, встреча с ним и состоится когда-нибудь. Всему своё время. А занимательный рассказ на тему Вашего вопроса у меня есть — «Прозаические мысли начинающего». Весёлый, кстати.

— Вы живёте в Турции. Как живётся там? В чём разница менталитетов, уклада жизни?

— Я вышла замуж за гражданина Турции, а потом уже переехала туда, так как полноценно жить на две страны не получилось. Нужно было выбирать. Я знала турецкий язык. Муж по-русски не говорил вообще и сейчас, к слову, та же ситуация. Поэтому вариант остаться в Москве не рассматривался.

Муж тоже творческий человек: он скульптор-декоратор. Встраиваться в местную жизнь, менять свои привычки пришлось мне. Но я для себя давно решила: в людях любой национальности и культуры надо искать общее — это объединяет. Если же зацикливаться на различиях — в повседневности, в привычках — постепенно всё превратится в негатив с оценивающим взглядом «сверху». А общего у нас не так и мало — это любовь к детям, уважение к старшим, семейственность. На Востоке всё это выражено довольно ярко, что мне очень импонирует. Были, конечно, и смешные моменты — их много в «Записках новичка из петушино-цитрусового рая», но желание понять, принять и ни в коем случае не осуждать сослужили в итоге добрую службу. Кроме того, семья мужа, а большая часть моей жизни проходит в семье, оказалась творческой и прогрессивной, что, в общем, примиряет с любыми «шероховатостями».

— Сюжеты из жизни часто кочуют в Ваши книги? А бывало, чтобы наоборот — вдруг история из задуманного рассказа воплотилась наяву?

— Да, в моих книгах много реальных историй. Стоит вспомнить рассказы о детстве или о жизни в Турции. Они, правда, не носят дневниковый характер, но написаны на основе реальных событий. Иногда небольшая история, где-то услышанная мной, даёт толчок для нового рассказа или повести. Но в какой-то момент, когда уже вовсю взялся за написание новой повести, её герои начинают вести себя совершенно безобразно: спорят с автором, навязывают новую сюжетную линию, предлагают собственное видение возможных развязок. Приходится с ними считаться и договариваться о компромиссе. Так, например, было с «Зимородком». Планировала ограничиться одной новеллой, а потом события в ней, комментарии первых читателей, заставили перейти к следующему сюжету с неожиданной развязкой. И новелл стало четыре. А так, чтобы что-то из написанного воплотилось в реальную жизнь, такого пока не было. Но ведь жизнь продолжается!

— Что, по-Вашему, формирует личность? Посоветуйте хорошие фильмы, книги, спектакли.

— Формирование личности… всё-таки это и генетика, и среда, в которую эта личность попала. Конечно, воспитание в семье важно. Поступки родных и близких для маленькой личности — это ориентир в огромном мире и первый оценочный критерий. Чтение книг, содержательных, которые сначала учат, а потом заставляют думать, а в конечном итоге искать ответы на вопросы, возникающие в процессе чтения. Я до сих пор, например, с удовольствием читаю с сыном «Маленького принца». Сколько там мыслей, которые остаются с тобой на всю жизнь.

Люблю советские фильмы. Поскольку сын маленький, то вместе смотрим детские фильмы. Например, «Тимур и его команда». Там поступки детей — как хорошие, так и плохие. Прекрасный, но очень тяжёлый фильм «Белый Бим Чёрное ухо» по повести Гавриила Троепольского. После него невозможно плохо относиться к собакам. Недавно посмотрели замечательный фильм «Сестрёнка» режиссёра Александра Галибина. Он заставляет переживать, затрагивает тонкие струны души. Но это те переживания, после которых на сердце становится тепло. Наверное, такими и должны быть фильмы, спектакли, книги: когда посмотрел или прочёл — и на сердце светлее стало!

— Поделитесь планами на будущее! Что бы хотелось успеть сделать, написать?

— Заниматься семьёй, писать, рисовать. Наверное, именно в такой последовательности. Новые сюжеты приходят неожиданно, но, захватив в паутину событий, не оставляют времени на первое — семью. Стараюсь сочетать и жду новую историю, которая начнёт пульсировать внутри и сама попросится на бумагу. Спасибо Вам, Александра, за интересные вопросы!

ТимурЮлия Тимур — художник, прозаик, поэт. Родилась в Москве. Последние двадцать лет живёт в Турции. Дипломант международного литературного конкурса имени С.А. Есенина «Страна берёзового ситца – 2018». Лауреат второй степени международного конкурса «Образ Крыма – 2019» за цикл акварельных работ. Имеет публикации в журналах «Медведь», «Кольцо А»; регулярно публикуется на страницах литературно-художественного альманаха «Новый Континент» (Чикаго, США), международного культурного портала «Эксперимент».

Автор книг «Зимородок», «За чашечкой турецкого чая», «Муравейник», «Записки новичка их петушино-цитрусового рая», «Острова детства», «Под сенью платана».

Интервью: Александра Багречевская
Фото из личного архива Юлии Тимур

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

6 Comments on "Юлия Тимур: «Не навреди душе человеческой грубым прикосновением»"

  1. Очень интересное интервью. Правильно передает суть и характер Юлии. Хорошее воспитание, деликатность, тонкий вкус, доброта всегда присутствует между строк всего ее творчества. Есть чему поучиться у ее героинь- порядочности, доброте, трудолюбию,любви, терпению, раскаянию. Мне очень близки их переживания и мысли. С большим удовольствием читаю и смотрю публикации Юлии, учусь видеть красоту и радость в каждом дне.

  2. Отличное интервью. Юлия интересно пишет, а ее картины потрясающе дополняют рассказы.

  3. С Юлией Тимур познакомилась на ФБ. И строго дня я ее читаю,общаюсь и уже чувствую ее близким по духу человеком .
    Ее книги,картины,описывают обычную жизнь обычных людей ,со всеми их переживаниями ,радостью и горестью бытия.
    Удивительная женщина-творец ,мама и жена Юлия,которой я искренне желаю не растерять творческий пыл и добиться успехов во всем,что ее привлекает.

  4. Прекрасное интервью.
    Не удивительно, что столько искренности и чувств мы видим в ваших книгах, они льются из настоящей искренней, умеющей слушать и слышать души!
    Юлия, не сходите со своего пути! Дышите и дальше вашими книгами! Они прекрасны, как и вы! 🌹🌹🌹
    Ваши книги учат вере,надежде, любви и терпению, искренности и умению жить каждым днём, ценить каждое мгновение, видеть чудо в каждом человеке!
    Я очень рада знакомству с таким замечательным человеком!
    С удовольствием жду ваших новых книг!

  5. Очень хорошее интервью. Дает представление о талантливой писательнице и художнице и как о писателе и как о человеке.Рада знакомству с Юлией, произошедшему благодаря ФБ, где меня сначала привлекли ее талантливые акварели, а потом, кода появились и рассказы и повести, я стала ее постоянной читательницей.

  6. «Не навредить душе человеческой грубым прикосновением!»
    Удивительные слова, которые характеризуют творчество Юлии.
    Красками ли, словами ли, чувствами ли- она прикасается тонко, бережно, с теплотой. И кажется, будто разговаривает лично с тобой, выслушивает твою душу,предлагает именно тебе рассмотреть картину, расцвечивая твою жизнь и красками, и красотой, и светом!

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.