В субботу, 13 апреля, в Петербурге прошла лекция медиаконсультанта, издателя ряда интернет-СМИ Александра Амзина «Во что мы превратили новости?».
Во вступительном слове Александр пообещал не разбрасываться непонятными терминами вроде «сторителлинг» и объяснять всё на конкретных примерах. Чтобы ввести аудиторию в контекст, он рассказал несколько историй.
Кто-то из пользователей Твиттера предложил собственную теорию происхождения слова «фейк»: будто бы произошло оно от устаревшего глагола «to feague», что означает буквально «засовывать имбирь в задний проход лошади». Так мошенники придавали «товарный вид» вялым кобылам: лошадь вела себя оживлённо и активно виляла хвостом, испытывая дискомфорт. «Это во многом напоминает то, чем занимаются современные медиа вне зависимости от того, врут они или нет», — констатировал говорящий.
Вторую историю лектор взял из книги Оливера Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу». В ней описана ситуация, как два брата-гения сидели напротив друг друга и поочерёдно называли шестизначные простые числа. Автор рассказа в какой-то момент присоединился к ним и назвал простое число, но восьмизначное. Близнецы немного подумали и продолжили играть втроём, но теперь им было интереснее называть числа большей разрядности: десятизначные, двадцатизначные и так далее. По словам Амзина, эта ситуация иллюстрирует то, как мы, читатели, распространяем важную для нас информацию.
На смену газетным полосам пришли бесконечные новостные ленты. Пользователи социальных сетей не знают, чего хотят, и ждут, но продолжают делать оттягивающее движение большим пальцем в ленте в Фейсбуке, чтобы она обновилась. Александр Амзин сравнил листание ленты с поглощением сосисок, когда сложно остановиться. «Сосиски похожи друг на друга. Всегда есть ещё одна сосиска», — гласили надписи на футболке лектора.
Отвечая на главный вопрос: «Во что мы превратили новости?», лектор разделил условное «МЫ» на три составляющие: аудиторию, платформы и журналистов.
Аудитория за последние годы претерпела множество изменений: она «постарела», телевизионная аудитория перешла в Интернет. Появилась привычка к пассивному потреблению — поверхностному погружению в то, что листаешь. Возросло доверие к рекомендуемому контенту. Что касается платформ, то они как раз грешат «сосисочным» потреблением.
Разговор зашёл о журналистах. Существует некий шаблон того, как выглядит лента новостей СМИ. И договорённости, — например, если материал начинается с цитаты, то, скорее всего, вы читаете интервью. Но человек, который желает почитать новости, слабо различает то, на какой материал он попадает. Поэтому журналистам требуется писать соответствующие подводки к текстам, по которым читатель может быстро понять, будет ли ему интересен материал или нет. Но возникает проблема: если читающий получает необходимую информацию уже из первого абзаца, то зачем ему читать дальше? Теперь в заголовках стали появляться элементы повествования. Александр привёл шуточный пример подобного заголовка: «Мужчина под ЛСД спас собаку из несуществующего пожара».
Нередко в интернет-СМИ возникает конфликт между общественной миссией издания и желанием получить больше просмотров. Для примера Амзин упомянул Газету.ру, которая недавно опубликовала больше двухсот материалов, посвящённых смерти Юлии Началовой. Тогда посещаемость достигла шести миллионов, но быстро сошла на «нет».
Также лектор, будучи ещё недавно преподавателем МГУ, не мог не отметить проблему журналистского образования: получившие диплом, но не работавшие в студенческие годы журналисты выходят из стен вуза «опоздавшими», поскольку медиасфера постоянно меняется.
Последние полчаса лекции Амзин посвятил «конструктивной» части — предложил собственные решения ряда проблем в сфере медиа. «Мне кажется, было бы здорово, чтобы в школах стали преподавать медиаграмотность», — заявил он, говоря о том, как можно помочь аудитории. В Германии, например, школьники изучают эту дисциплину в течение шести лет.
СМИ нужно следить за вовлечённостью аудитории, а также менять форматы. Пользователи «Вконтакте» перешли на голосовые сообщения не только из-за того, что набирать текст пальцами стало неудобно. Голосом мы можем передать эмоцию, которую сейчас уже не получается выразить обилием смайликов и эмодзи. «Нам очень не хватает эмоционального слоя», — подметил Александр Амзин.
Лекция была организована в рамках проекта «The Earth Is Flat C Как читать медиа?».
«The Earth Is Flat — Kак читать медиа?» ― совместный проект Гёте-Института в Москве и портала COLTA.RU. Проект, направленный на развитие медиаграмотности и критического мышления, охватывает 15 регионов России и предусматривает цикл публичных лекций для всех, кого интересует современная медиакоммуникация, серию мастер-классов по развитию медиаграмотности у подростков и учителей и онлайн-мероприятия для студентов медийных и гуманитарных специальностей. Реализуется при поддержке Европейского cоюза.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Александр Амзин рассказал, как устроены «сосисочные»"