В Музее советских игровых автоматов 16 января прошла первая лекция из цикла «Этюды к картине быта российского города 1917–1991 годов», посвящённая монументальной пропаганде. Перед слушателями выступила доктор исторических наук Наталия Лебина.
Наталия Борисовна тепло поприветствовала всех пришедших и сразу же выстроила с аудиторией доверительные отношения: «Вы знаете обо мне всё и почти всё, а я о вас — ровно ничего… Не знаю, чего вы хотите от меня, но от вас я хочу понимания».
По словам спикера, лекции не будут носить характер классического научного доклада, скорее, они будут представлять собой некий перформанс, который базируется на «трёх китах» единства: времени, места и действия. Первая часть перформанса содержала в себе 11 картин с музыкальным эпилогом. Как и в любом театральном действе, здесь были свои персонажи: представители власти, скульпторы и интеллигенция.
Речь Наталии Лебиной сопровождалась презентацией с фотографиями сооружений и краткими списками с информацией.
История пропаганды социализма берёт своё начало задолго до прихода к власти большевиков и во многом обязана Томмазо Кампанелле. Монументальная пропаганда началась с того, что перед властью встал вопрос: что бы такого показать безграмотному населению, чтобы ему стало понятно, какую власть мы представляем? 2 августа 1918 года СНК утверждает список памятников «выдающимся деятелям» в общественной и культурной жизни.
Итальянский скульптор Орландо Гризелли впервые посетил Россию в 1911 году. Его памятник Софье Перовской простоял перед Московским вокзалом меньше года. Скульптура была снесена, поскольку вызывала неоднозначную общественную реакцию.
Моисей Блох был одним из самых активных участников монументальной пропаганды, хоть и прожил недолгую жизнь. Блох работал в сугубо реалистическом жанре, в отличие от Гризелли. Его памятник М.М. Володарскому, который стоял на Конногвардейском бульваре, поражает размером, правдоподобностью и обилием деталей. С памятника «Освобождённый труд» в жизни скульптора начался переломный момент. Моисей Блох долго работал над десятиметровым «Пролетарием». Однако публика, увидев на Каменном острове «непристойно белого, гипсового, мускулистого» «Пролетария», была ошеломлена. Блох отреагировал на это резко, что подорвало его состояние. Более того, его обвиняют в шпионаже, поскольку жена скульптора была полькой. В 1920 году Блоха расстреливают. Смерть скульптора наступила раньше, чем смерть его творения, «Освобождение труда».
На «теле» Петербурга видны следы модерна, классицизма, сталинского Ленинграда, но практически отсутствуют следы архитектуры 1920–1925 годов. После 1924 года началась «Лениниана». Большевики запустили проект по воздвижению самой высокой статуи Ленина. Появляется намерение поставить вождя пролетариата на «верхушку» Александровской колонны. В некоторых документах и письмах зафиксированы весьма забавные обращения, связанные с идеей «очеловечивания» ленинского политического тела:
«При постанове фигуры Ленина на колонне придётся, конечно, Ленина подделать под стиль памятника, например, одеть его в римскую тогу, хотя облечь в формы античной эпохи великого вождя-реалиста, жившего в эпоху реализма, будет ложью»
«…Правой ногой он давит старый мир в виде ветхой крестьянской избы, левой ногой он упирается в учение Маркса в книгу, и чтоб надпись «капитал» на книге была видна.
Пьедестал должен быть из полуразрушенных со свернувшимися крестами и куполами церквей, под ногами должна быть старая литература религиозного дурмана, а также библия с надписью, весь хлам нашего мира, буржуазные цилиндры. Вот моё предложение, вот мой проект памятника. Я сын сторожа при царском строе. Завидую, что я не художник».
Прочитав эти по-своему замечательные отрывки, зрители позабавились вместе с Наталией Борисовной.
Первая лекция завершилась песней Игоря Корнелюка «Город, которого нет».
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Наталия Лебина рассказала о «городе, которого нет»"