В субботу, 25 ноября, в Медиа-центре Новой сцены Александринского театра прошёл показ спектакля Михаила Патласова «Ливия, 13», затрагивающего проблемы первой влюблённости, становления личности и поиска подростками собственного «я».
В основе спектакля лежит одноимённая пьеса Кристины Риндеркнехт, драматурга из Швейцарии, чьё творчество фокусируется на теме проблем тинэйджеров. Михаил Патласов показал русскоговорящую Ливию, играющую в куклы Барби. Перед началом спектакля режиссёр выбрал нескольких подростков и посадил их за стол, на котором лежали куклы и игрушечные предметы интерьера, стоял кукольный домик.
История повествует о девочке-подростке Ливии, которая совсем недавно переехала и поступила в новую школу, где её отец работает учителем. У неё есть две подруги — Мелони и Фабьен, такие же, как и она: тринадцатилетние, мечтательные и совсем новые для окружающих. У каждой героини свои проблемы: строгие родители Мелони не разрешают ходить своей дочери на тусовки, Фабьен в школе обзывают толстухой, Ливия же хочет быстрее повзрослеть. Ливии нравится Маус — лидер школы, по натуре «раздолбай», который «творит фигню» и рад этому. Фабьен нравится Кевин… а, хотя нет, тоже Маус. Мелони же тайно воздыхает по Дейву, скромному приятелю Мауса. «Я Ливия», — начинает говорить Гала Самойлова, но потом Дарья Степанова словно выхватывает маску этого персонажа, и за Ливию начинает говорить другая актриса. Актёры меняются ролями, будто играя при этом в «горячую картошку» — главное быстро передать её соседу. Действие у актёров идёт параллельно с «кукольным представлением»: отобранные режиссёром подростки играют куклами тех же персонажей, а один из них снимает кукол через приложение «Перископ» и в реальном времени транслирует картинку на экран за спинами актёров.
Трёх подруг пригласили на первую в их жизни вечеринку с алкоголем, до которой в итоге дошли только Ливия «без тормозов» и Фабьен. Маус провоцирует Дейва на то, чтобы тот «закадрил» Ливию. Главная героиня в свою очередь отвечает на это взаимностью, но, скорее, не по глубокому убеждению или из-за сильной симпатии, а просто потому, что так делают все уже взрослые подростки.
Ливия чужая для окружающих, поэтому, чтобы почувствовать себя своей, она идёт на поводу стереотипов о том, что пить алкоголь в 12 лет — нельзя, но нормально, вести себя развратно, пока никто из взрослых не видит — тоже нельзя, но нормально. Тут зритель сталкивается с неким парадоксом общества, в которое попала Ливия. Да, все пьют и проявляют друг к другу сексуальный интерес, но если тебя обнаружили валяющимся в пьяном угаре на полу или застукали с кем-нибудь, то это накладывает на тебя клеймо позора, хотя все окружающие ведут себя таким же образом, только незаметно. В похожую ситуацию попадает и главная героиня, чьи интимные фотографии распространились по всей школе. Одноклассники дружно повесили на Ливию ярлык девочки лёгкого поведения, подруги отвернулись, а вот Дейв не знает, как себя вести, ведь он успел полюбить героиню по-настоящему.
Дома сидит папа (в лице Валерия Степанова), который точно обнимет, поцелует и пожалеет бедную Ливию, как думает девочка-подросток. Но отец не смог дать ей этого, поскольку не понимал, как должен вести себя в подобной ситуации и всё-таки в какой-то мере переживал и за свой имидж, работая в одной школе с «прославившейся» дочерью.
После случившегося у Ливии с учительницей, Марией Рословой, состоялся серьёзный разговор о поведении тринадцатилетней девочки. Наверное, каждая представительница прекрасного пола слышала фразу о том, что девочки развиваются быстрее мальчиков, поэтому нужно вести себя взросло по отношению к их глупым выходкам, даже если это откровенное домогательство. Начинается всё с безобидной шутки — например, шлёпнуть мимо проходящую девочку по ноге или бедру, но потом это может обернуться той же историей, что случилась с Ливией. Там, на дискотеке, детская игра вышла за рамки уважения человеческого достоинства.
Отчаявшись, главная героиня вновь приходит на вечеринку, на которую никто её уже не звал, и там, на виду у всех выпрыгивает со второго этажа. Сейчас Ливия либо умрёт и ей больше никогда не будет так тяжело, либо подруги обратят на неё внимание, окружающие посочувствуют ей, а отец наконец-то окажется рядом и погладит Ливию по голове. На самом деле, это история с хорошим концом…
После выписки из больницы Ливии больше ничего не страшно, ведь на самом деле у неё есть опора и поддержка близких людей, которых, как она считала, у неё не было. А главное, она нашла того, с кем бы могла ходить в кино и любить — Дейва. Вдвоём они одержали победу, дав отпор Маусу.
Михаил Патласов, режиссёр:
«Я вспоминаю свои подростковые проблемы и думаю, что бы я смог сказать себе тому, чтобы избавиться от ряда своих ошибок, совершённых в юности.
Детям сложно сразу воспринимать смысл происходящего на сцене, поэтому им легче осмыслять это с помощью кукол, с которыми они ещё недавно играли.
Мы работаем с тинэйджерами в проекте «Облачные театры», где коммуницируем с подростками по всему миру и делаем совместный виртуальный проект. Там тоже будут затронуты проблемы подростков, например, с опытом миграции, или более сложные вопросы. Надеюсь, его старт состоится весной, в мае».
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "«Ливия, 13»: уже не дети"