Родившаяся в Тюмени и живущая в Москве выпускница питерского института печати Татьяна Леонтьева рассказывает читателям Охтинского пресс-центра о дебютном романе.
— В аннотации от издательства к Вашему дебютному роману написано: «порой нужно просто “Полтора килограмма соли” на двоих, чтобы понять что-то самое важное и полюбить по-настоящему». Вы согласны с этим определением?
— Да, в аннотации есть некоторое объяснение смысла названия. История отношений героя и героини-рассказчицы во времени растягиваются лет на пятнадцать. Но отношения эти прерывисты: судьба постоянно разлучает героев. Они хотели бы съесть пуд соли вместе (то есть остаться вместе и навсегда), но удаётся съесть всего полтора килограмма… Не так уж много, но не так уж и мало. Для романа и впрямь оказывается достаточно.
— Как Вы считаете, писать о самом себе всегда сложнее, чем о вымышленном герое? Ведь Ваш роман «Полтора килограмма соли» во многом повторяет события из Вашей биографии: например, жизнь в Санкт-Петербурге?
— Некоторые писатели пишут вообще только о самих себе. А для других это совершенно исключено. Нет общих «легко» и «сложно» для всех пишущих.
Мой роман основан на реальной жизненной истории. Мне было легче написать о себе и о том, что я видела и что испытала, чем сесть и сочинить историю от начала и до конца. Но я считаю, что к этому надо стремиться: хотелось бы овладеть искусством вымысла настолько, чтобы сочинённая история походила на реальную.
— Когда автор в честном и откровенном тексте затрагивает глубокие темы, переживания, чувства, он может взглянуть на себя со стороны? Это заставляет пересмотреть какие-то вещи?
— Да! Ещё как! После того как текст написан, происходит удивительный фокус. Происходит растождествление автора и героя-рассказчика. Пережитая история отдаляется — и отдаляется стремительно, ты как будто отдаёшь свои переживания своему герою и освобождаешься от них. И тогда можно посмотреть на произошедшее другими глазами.
Ты помещаешь своих героев в книгу как в домик, где можешь навещать их иногда, если соскучишься. Но отныне ты свободен.
Такой терапевтический эффект, я думаю, наступает при написании не только художественной прозы, но и писем, дневников.
— Многие современные писатели стремятся в литературную тусовку. Кто-то держится особняком. Что Вы думаете по этому поводу? Тусовка помогает или мешает работать?
— Если долго заниматься одним делом, рано или поздно обрастёшь знакомствами, связанными с этим делом. И рано или поздно это поможет, особенно если ты начинающий. Кто-то посоветует тебе, куда можно отнести свои произведения, расскажет о существовании конкурсов и семинаров для писателей. Да и просто прочтёт твои тексты и даст первый отклик — это важно. Поделится опытом. Поэтому компания нужна и мешать она не может.
Может ли мешать писательской работе общение с писателями? Наверное, только если оно происходит очень часто и в каком-нибудь праздном жанре. Но часто ли писатели собираются на вечеринках с коктейлями просто отдохнуть? Думаю, нет. Писатели, как правило, собираются и сталкиваются друг с другом на каких-то культурных мероприятиях: литературных чтениях, лекциях, презентациях книг, семинарах. А всё это интересно и полезно.
— Какие самые сильные литературные впечатления за последнее время?
— Самые сильные впечатления от прозы Дмитрия Данилова. Я прочла несколько его книг одну за одной. У него есть неповторимый стиль, который можно опознать по любому фрагменту. Не каждый писатель этим может похвастаться. Я смеюсь до слёз, когда читаю его книги: Данилов очень смешно пишет. Хотя это не развлекательные тексты: они экзистенциальные, они о смысле жизни, о взыскании этого смысла. За смехом обязательно прячется грусть. И долгие размышления. Данилов даёт пищу для размышлений.
Ещё не так давно открыла для себя прозу Дениса Гуцко. Повесть «Машкин Бог» — это настолько сильная вещь, что напомнила мне прозу Трифонова. Психологизм высшего класса! Обязательно буду читать его ещё. Я очень радуюсь, когда открываю для себя нового автора.
— Вы пишете новую прозу? О чём она будет?
— Я пишу рассказы и нахожусь в поисках нового для себя рецепта: как добавить в текст больше вымысла, но сохранить при этом реальную жизненную основу и убедительность. Как соединить в одном рассказе сюжеты, которые в реальной жизни не были связаны… Одним словом, я учусь сочинять.
О чём? По-прежнему о современных людях и их проблемах, об их чудачествах, о поисках счастья.
Леонтьева Татьяна Васильевна — современная русская писательница.
Родилась в Тюмени 2 апреля 1984 года, выросла в Томске.
В 2012 году окончила в Санкт-Петербурге Северо-Западный институт печати Университета технологии и дизайна. Работает редактором. Живёт в Москве.
Её рассказы публиковались в журналах «Октябрь», «Медведь», «Кольцо А».
Татьяна Леонтьева участник XIV и XV Международных форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, Семинара молодых писателей при Союзе писателей.
Серебряный призёр литературного конкурса «Неизвестный Петербург» (2016)
В 2016 году издательство «Рипол-Классик» опубликовало её дебютный роман «Полтора килограмма соли». Роман был отмечен советом экспертов премии «Лицей».
Интервью: Александра Багречевская
Фото из личного архива Татьяны Леонтьевой
Прокомментируйте первым "Татьяна Леонтьева: «Хочу овладеть искусством вымысла»"