В рамках программы социально-культурных проектов «Здесь и сейчас» Новой сцены Александринского театра в течение мая в фойе Новой сцены работала выставка «5 углов. Когда взрослые не правы», демонстрирующая влияние социального неравенства семей на детские судьбы.
Выставку открывает большой стенд, на котором представлены данные об объективных и субъективных критериях благополучия детей. За несколько веков отношение к детям прошло значительный путь — от непризнания их в качестве полноценных членов общества до принятия Декларации прав ребёнка.
Согласно исследованию, прожиточный минимум для ребёнка в Санкт-Петербурге составляет около 10 000 рублей, а взрослого — 11 000. По подсчётам специалистов, прожиточный минимум для полной семьи равен 33 000 рублей, при этом есть указание, что на покупку 72 кг еды для ребёнка от 0 до 15 лет должно уходить 5 036 рублей. Однако, по итогам эксперимента, проведённого одним из авторов проекта, оказалось, что приобрести указанное количество продуктов на указанную сумму невозможно даже в дешёвых магазинах — нужно как минимум 8 295 рублей.
Авторы выставки выделили пять составляющих проблематики детства в современной России: диктат общества потребления, социальное неравенство, статус детей-мигрантов, маргинализация и сиротство. В фойе Новой сцены сымитированы пять комнат, отражающих сущность каждой из указанных проблем. Даже размещение этих комнат имеет символический смысл. Например, окна комнаты ребёнка из обеспеченной семьи выходят на фешенебельное здание. Комната семьи мигрантов находится под лестницей, а резиденция детдомовца — напротив кирпичной стены.
Куратор выставки Анна Фатеева подробно рассказала о каждой инсталляции, выделила её особенности и постаралась развеять мифы, связанные с конкретной социальной проблемой. Так, одна из комнат посвящена проблеме насилия в семье и диктату общества потребления. Экскурсанты могли наблюдать реквизит: кожаный ремень, фастфуд, гаджеты, усаженный носом в угол плюшевый медведь… Посмотрев видео, в котором актёры Александринского театра изображают деспотичных родителей, зритель мог почувствовать, каково это — быть жертвой абьюза в теле ребёнка.
Экскурсовод уделила особое внимание объекту, посвящённому детдомовцам. Существует миф, что можно отдать всех детей в семьи и закрыть детские дома. «Однако, это не так, — заметила Анна. — Нужно уменьшать приток, то есть заниматься профилактикой отказов и развивать институт приёмных детей». По её словам, государство хорошо обеспечивает детские дома. Правда, существует проблема: многие выпускники детдомов не могут найти своего места в жизни.
Следующая комната отличалась категоричным порядком и дорогой мебелью. Она принадлежала ребёнку из семьи с высоким доходом. Разве там может возникнуть проблема? Родители ни в чём не откажут, ребёнку достаётся всё самое лучшее. Но среди роскоши и модных лейблов нет места для личности обожаемого сына или дочери, ведь интересы ребёнка не учитываются. Мама и папа преследуют только одну цель: вырастить успешного человека, и как можно скорее.
Последний угол освещал проблему детей-мигрантов. Почему-то к ним местные жители относятся с пренебрежением, считая, что те не уважают правила и культуру коренного населения. Но, на самом деле, между ними и мигрантами нет никакой разницы.
После экскурсии состоялся показ спектакля «Иллюзия», поднимающего проблему безопасности подростков в Интернете.
В ходе спектакля его герои становились жертвами проблем как психологического свойства (недостаток родительской заботы, чувство одиночества, низкая самооценка), так и социального (торговля людьми, проституция, мошенничество в Интернете). На мой взгляд, источники внутренних проблем коренятся в сфере первичных агентов социализации: семьи, школы, друзей.
Действие начинается во время школьного урока. Учительница, зайдя в класс, начинает оскорблять учащихся, говоря об их безнадёжности и негодности. К сожалению, многие учителя, сами того не замечая, проявляют неуважительное отношение к личности ученика. Школьники, особенно старшего возраста, заинтересованы в том, чтобы проявить свою уникальность, непохожесть и бунтарскую сущность. Поэтому многие пытаются в лишний раз посетить уроки в драных джинсах или в короткой юбке и на высоких каблуках. Дети стали свободнее в собственных предпочтениях, а учителя, подавляющее большинство которых воспитывалось ещё в советское время, привыкли к консервативности. Непонимание между поколениями провоцирует скандал, в ходе которого учитель может очень легко перегнуть палку, а учащемуся не всегда удаётся защититься. Это влечёт за собой понижение самооценки у подростка и появление комплексов. Сменив разноцветные футболки на серые с удручающими надписями, актёры показывают, как такое отношение в школе способно отразиться на их будущем.
Одна из героинь пытается обрести любовь, хочет быть любимой, но каждый раз очередной ухажёр отказывается от неё и разбивает ей сердце. Скорее всего, девушке не хватило любви со стороны отца, поэтому она старается компенсировать её, снова и снова связываясь с представителями противоположного пола.
Другая история повествует о юноше, от которого отвернулись друзья. Из-за этого он вынужден искать поддержку в социальных сетях. Герой знакомится с ровесницей, однако, за этой маской скрылся кто-то иной… В состоянии отчаянья подросток наиболее уязвим, потому что ему нужен хоть кто-нибудь рядом. Он готов довериться кому угодно, а это и нужно мошеннику.
В финальной сцене зритель видит тот же класс, что и в начале. Но теперь учитель говорит, что верит в каждого из ребят и проявляет к ним уважение. Такое отношение тоже отразилось на будущем подростков, но в положительном ключе. Из-за того, что они чувствовали поддержку со стороны, они стали более уверенными в себе, что помогло им добиться успеха.
Текст: Дарья Герцева
Фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Взрослые не правы, подростки не виноваты"