Петербуржцам рассказали о «дегенеративном искусстве»

искусство

В среду, 15 февраля, в Русско-немецком центре встреч прошла лекция «Немецкое искусство в период тоталитаризма. Атака на авангард, художники-фавориты и художники-изгои».

искусствоЛектор Павел Дайнека начал изучение немецкого авангарда в 2009 году. В первую очередь он постарался ответить на вопрос: «Существуют ли на самом деле пределы, за которые искусству нельзя выходить?».

При созерцании нацисткой живописи прослеживается особое отношение к человеческому телу. В начале XX века возникает культура свободного тела. Появившиеся экспрессионисты, желая уйти от веяния французской культуры, создают направление «фёлькиш».

Также в начале века для Германии было характерно разрозненное, локально привязанное обособление художественных объединений. Часто бывало, что какой-нибудь епископ хотел сделать свой город похожим на столицу, поэтому возглавлял школы, финансировал художественные общины и требовал создавать бессмертные шедевры, чтобы прославиться.

Первая мировая война проредила ряды художников и озлобила их: многие начали вступать в политические партии, началась война взглядов. Теперь художники были вынуждены делать выбор, что больше их привлекает: рабочий интернационализм, классовая борьба или борьба немецкой и французской культур. В битве за немецкое искусство особое место занимают такие художники как Эрнест Барлах и Эмиль Нольд. В творчестве Барлаха ощущается аскетический взгляд на мир. Также он при создании скульптур неоднократно обращался к христианству и к жизни простого рабочего класса. Нольд же в своих картинах смог выразить именно немецкий дух, отойдя от французского экспрессионизма; в нём прекрасно уживалось что-то варварское, но по-детски чистое.

В конце 30-х годов в Германию приехали с футуристической выставкой итальянцы. Интересно, что футуристы, представлявшие фашистское искусство, не были приняты немецкими зрителями; точно так же советские зрители не приняли немецкий экспрессионизм.

Со времен Кайзера Вильгельма началось накапливание непонимания между прогрессивными французскими и академическими немецкими учениями. Поэтому Вильгельм велел «подвинуть» современное искусство. Первая полемическая выставка дегенеративного искусства состоялась в 1933 году. Позже подобные выставки стали называться «комнатами страха».

 В 1935 году, после многочисленных попыток молодёжи поставить во главу немецкого искусства Барлаха и Нольда, оказалось, что у Гитлера взгляды на искусство были совершенно иными. Он выбрал позицию насаждения академизма, считая, что «на место шарлатанов должны прийти скромные мастера». В этот же год вышел приказ об изъятии из «комнат страха» предметов модернистского искусства.

В действительности нацисты не стремились создать новую реальность в изобразительном искусстве, а хотели возглавить течение экспрессионизма в начале века.

В 1938 году было сожжено огромное количество предметов невостребованного искусства. Также прошла большая распродажа немецкого авангарда.

В 2011 в Берлине около Красной Ратуши при раскопках археологи нашли несколько бронзовых статуй. Оказалось, что эти статуи когда-то были на выставке «дегенеративного искусства». Археологи установили, что они принадлежали аукционеру, в дом которого во время войны попала бомба.

искусствоПавел Дайнека, сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа:

«Когда я начал изучать «дегенеративное искусство», меня заинтересовала проблема определения искусства. Мне было интересно, как искусство связано с жизнью и сознанием человека. Приятно почитать про те времена, когда об искусстве спорили всерьёз. Сейчас, к сожалению, сузилось пространство разговоров об этом, оно переродилось в сплошной Инстаграмм. Люди любят не искусство в себе, а себя в искусстве».

Текст и фото: Дарья Герцева

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Петербуржцам рассказали о «дегенеративном искусстве»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.