Я здесь ненадолго

Похороните

На камерной сцене Большого театра кукол 26 марта состоялась премьера спектакля Романа Бокланова по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Стоит открыть утром глаза, как тебя окатывает волной безнадёжности и тлена. Дни тянутся вереницей и состоят только из криков, оскорблений, жалоб… Неужели у ребёнка в 6–8 лет может быть такая горькая жизнь — с привкусом ненавистной каши по утрам и дурацких таблеток, врачей, домашней затхлости? Может.

Семейные проблемы в автобиографической повести «Похороните меня за плинтусом» кажутся гиперболизированными, но на самом деле эта горькая история вполне реальна. Несколько лет назад книга захватила полки книжных магазинов. Многие тогда узнали себя в тягостях советской жизни и в вечном пребывании на грани психоза. Ставить спектакли по этому произведению должно быть сплошным удовольствием — ведь что, как не яркий пример тяжёлых, абьюзивных семейных отношений, давящих на хрупкое существо, может захватывать душу зрителя, добираться до глубинных воспоминаний и ассоциаций, медленно поднимая их со дна памяти, постепенно обнажая старые раны. Но так ли легко сделать действительно качественный, сотканный из болезненных чувств спектакль?

Спектакль в постановке Романа Бокланова уже с первой сцены способен вызвать внутренний диссонанс у тех, кто читал повесть. У зрителей возникает много вопросов. Например, сколько же лет единственному герою этой истории, что в одиночку собирается поведать её зрителю? Семь? Или все двадцать три, на сколько и выглядит актёр Максим Морозов? Мы можем только предположить, что это ещё не повзрослевший Саша Савельев, но предположения будут весьма шаткими.

Роман Павла Санаева лишь изредка обращается к положительным эмоциям, которые так важны детям и которые ребёнок готов черпать из любой радости, кажущейся взрослым мелочной, — такой как поход в парк, маленькая шоколадка на день рождения, найденная на полу часть игрушки. В основном повествование хоть и сохраняет несколько наивный детский тон, но наполнено горечью, сарказмом и глубокой болью.

Психологически тяжёлое произведение в данной интерпретации искажается тоном актёра до неузнаваемости. Саша Савельев описывает своё детство с наигранным позитивом, что, возможно, и являлось частью задумки; использует лишь некоторые главы романа, выбирая всё самое болезненное и важное. «Похороните меня за плинтусом» в данном случае — почти моноспектакль. Почему «почти», вы узнаете чуть позже, но большую часть сценического времени на площадке присутствует только один актёр. А где же мама, бабушка, дедушка? Все они в большой картонной коробке, где умещается реквизит спектакля. Всех героев этой истории, включая себя, Саша отождествляет с каким-то предметом, который теперь изображает человека. Так бабушка стала огромной советской матрёшкой, дедушка — магнитофоном (конечно, это не случайно, но глава про магнитофон в спектакле не была показана), мама — изящным флаконом духов с крышечкой в виде головы античной статуи, а сам Саша представляет себя оловянным солдатиком.

К сожалению, в подлинную атмосферу этой истории погрузиться почти не удалось. Сцены купания, выполнения домашнего задания с бабушкой, ссоры во время прихода мамы не передавали всех изначально вложенных автором эмоций маленького беззащитного человека. Мальчик довольно весело описывает, как ругалась бабушка, когда трясла бритвой у его лица, исправляя помарки в домашней работе по русскому языку, хотя на самом деле это было большим стрессом для ребёнка. Благодаря странному, скачущему тону повествования, чувствуется некая истеричность. Саша то забавляется и иронизирует над воспоминаниями, то его охватывает такой же напускной страх.

На самом деле, история очень болезненная. Ребёнок оказывается для враждующих между собой родственников разменной монетой. Вроде бы он и нужен взрослым, но морально предоставлен самому себе. Каким будет человек, выросший без любви? Сможет ли он простить этот мир за раны и царапины на сердце? Сможет ли принять тот факт, что он кому-то действительно важен, что кто-то всегда ждёт его дома и больше никогда не накричит, не унизит? Такая жизнь, какая была у Саши Савельева, подобна заключению, «зоне», после которой люди необратимо меняются. Да, мечта сбылась — теперь он будет с мамой. Но изменения уже произошли: скорее всего, он уже не сможет быть прежним ребёнком. И хоть концовка спектакля отличается от кульминации повести, всё равно она не такая уж и честная.

Бабушка умирает под дверью квартиры своей дочери и матери Саши. Именно эту сцену можно назвать самым сильным местом спектакля. Максим Морозов прекрасно справляется с этой ролью психологически больного надломленного человека. Мир бабушки рухнул, «любить» ей больше некого. Но разве это была любовь? Оскорбления, наказания, жалобы друзьям и соседям… Для ребёнка, который просто хотел быть с мамой, подобное существование было пыткой, умело замаскированной его ещё гибким сознанием под относительно приемлемую жизнь. Вот только душевнобольная, озлобленная на мир и душащая всех вокруг своей «любовью» бабушка не умела по-другому.

Вряд ли бывшие жертвы такого домашнего насилия, столкнувшиеся с ним ещё в советское время, потом обращались к психологу. Вряд ли они смогли проработать свои травмы самостоятельно. А значит — простить и полюбить мир получилось только у единиц. В журнале «Холод» есть материал про подобные абьюзивные отношения в семье. Оказалось, родители, которые в детстве подвергались какому-либо насилию со стороны родственников, родителей, склонны использовать те же методы воспитания уже на своих детях. Самое сложное — остановиться и оглянуться назад, на маленького ребёнка, который стоит за спиной и с глазами, полными обиды, говорит: «Ты же обещал, что не станешь таким, как они! Ты обещал…». Ещё сложнее — научиться любить. Бабушка Саши так и не научилась, его мама не обрела счастья полной семьи даже с сыном на руках. Она столько лет не чувствовала любви и ласкового слова, напротив, получала только ненависть от самого дорогого человека — мамы. А у Саши Савельева ещё всё впереди.

ПохоронитеВ финальной сцене появляется бабушка. В цветастом халате и со своей неизменной фразой: «Тыц-пиздыц». Обводит глазами зал, замечает гитару и перед тем, как навсегда покинуть эту семью, эту комнатку, освещённую тусклой лампочкой, медленно начинает напевать песню “Take on me” группы “A-ha”. Эта песня, с каждой минутой усиливающаяся и заполняющая весь зал, стала своеобразным саундтреком к спектаклю.

Но всё-таки эта история о мальчике и его чувствах, которые никогда не учитывались. Поэтому, на мой взгляд, сюда бы подошла и другая песня. Её тоже можно сыграть на гитаре, и она так же полна грусти, иронии и отчаяния, как и история одного ребёнка, хотя на самом деле таких детей множество. Все они не «звёздочки» и не «солнышки». Они не делают значимых деяний и больших шагов. Они лишь оставляют следы.

«Я грязь на чистом ковре в прихожей,
Телефонный номер, недопитый литр.
Смотри, это я… Нет, кто-то похожий,
Просто такой же свитер.
Я следы оставляю всюду,
Меня трудно убить — я плесень
«Обещаю, больше не буду»,
Я — короткая глупая песня.

Я здесь ненадолго…».

«Следы», «Дайте танк (!)».

Текст: Алиса Витковская
Фотографии предоставлены пресс-службой Большого театра кукол

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Я здесь ненадолго"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.