Алексей Платунов: «Странная ситуация пришла к нам сама»

Платунов

Куратор Спонтанной программы фестиваля «Точка доступа» Алексей Платунов в эксклюзивном интервью Охтинскому пресс-центру рассказывает о возникновении и формировании программы.

— Как оргкомитет Фестиваля отреагировал на ситуацию с коронавирусом?

— Во-первых, Фестиваль по-прежнему надеется, что ситуация стабилизируется, и мы сможем провести все запланированные события летом. Фестиваль не отменяет Основную программу и продолжает принимать заявки на участие в Свободной программе.

Во-вторых, Спонтанная программа фестиваля «Точка доступа» — и есть та самая реакция на ситуацию. Фестиваль ничего не отменяет, просто добавляет.

— Как появилась идея Спонтанной программы?

— Пошла волна: первыми начали закрываться московские театры, за ними — петербургские театры федерального подчинения и буквально на следующий день — городские театры. Почти сразу же появились онлайн-инициативы: посмотрите наш спектакль, вот подборка записей лучших спектаклей и так далее.

Сначала мы почувствовали, что находимся на обочине. «Точка доступа» всегда работала с различными странными ситуациями, сама их моделировала. А сейчас странная ситуация пришла к нам сама.

Нам тоже захотелось что-то делать онлайн. Но вскоре мы увидели, что контент, который стал в большом количестве появляться, замусоривает информационное пространство. Возможно, лучше полежать дома с книжкой и ничего не делать, чем включаться в гонку за то, кто быстрее выложит свой контент в Интернет.

Мы поняли, что у «Точки доступа» несколько иная миссия. Фестиваль всегда занимался тем, что преобразовывал новые пространства. Изменение условий всегда рождает новые формы. Например, когда вы играете спектакль в магазине, то не просто переносите туда сценическое действо, но адаптируете его.

Вот и нам показалось, что ситуацию карантина и самоизоляции мы должны использовать для изобретения новых форм. Но это должна быть история не про онлайн, а про то, как мы, имея возможность связываться только с помощью технических средств и общаться дистанционно, всё равно остаёмся вместе. Так что, Спонтанная программа — про поддержание связи.

Спонтанная программа не только принимает уже готовые проекты, но и сподвигает людей к созданию проектов с нуля. Поэтому программа и называется Спонтанной: она родилась у нас на глазах, в течение недели люди присылали заявки, и вот уже на нашем сайте начали публиковаться первые проекты.

Мы решили не паниковать, а использовать ситуацию неопределённости как одно из предлагаемых обстоятельств, в которых мы можем придумывать что-то новое и объединять людей.

— Именно поэтому вы не принимаете проекты, просто существующие онлайн и не предусматривающие интерактив?

— Мы не говорим, что это плохо, просто это не наш формат. Нам интересно посмотреть, как в условиях изоляции люди продолжают взаимодействовать и начинают общаться даже теснее.

— Какие проекты уже поступили? Что можете отметить особо?

— За неделю мы получили около тридцати заявок, из них сейчас отобраны около дюжины. Их можно разделить на несколько категорий.

В первую категорию я бы включил спектакли с выбором сюжета. Они транслируются в YouTube или в Инстаграме, а зрители с помощью комментариев могут управлять процессом.

Ко второй категории относятся спектакли, в которых зрители управляют перформером. На следующей неделе начнётся спектакль-перформанс Кати Бондарь. Зрители могут отдавать перформеру команды, а он будет их выполнять.

Есть спектакли-игры, где зрителю выдаётся инструкция, и он сам становится актёром, создавая ткань спектакля.

Есть проекты, которые превращают квартиры зрителей в музейные пространства. Им будет предложено каталогизировать и инвентаризировать окружающее пространство.

Есть проекты, рассчитанные на одного зрителя. Это сеансы театральной психотерапии: либо зрителю предлагается дружеский разговор, либо исследуется сам зритель.

Есть даже проект, в котором зрители должны выступить в роли поваров. Между ними будет курсировать курьер-перформер, который их связывает. Зрители будут передавать друг другу рецепты и выступать на определённые темы.

Очень много работ, ориентированных на коммуникацию, в которых грань между зрителем и актёром полностью стирается. Зритель одновременно становится артистом.

Все проекты интересные. Если бы даже не было карантина, такой проект всё равно надо было бы придумать.

— Можете ли Вы классифицировать поступившие проекты по продолжительности их реализации?

— Есть проект длящейся репетиции. В течение всего срока карантина для театров, то есть минимум до 30 апреля, идёт репетиционный процесс. Мы можем наблюдать за ним, участвовать в нём, выполнять определённые задания.

Есть проекты, которые могут существовать хоть всю жизнь. Это рассчитанные на одного зрителя разговоры с ним. Сам спектакль длится от сорока минут до полутора часов, но способен воспроизводиться в любое время. Это продукт, который и после окончания карантина спокойно может жить.

Есть проекты, которые неразрывно связаны с карантинной ситуацией, поэтому, когда карантин закончится, они, скорее всего, своё существование прекратят.

— Каковы перспективы у Спонтанной программы? Планируете ли вы проводить её в следующих сезонах фестиваля параллельно с основной?

— Посмотрим, как она пройдёт. Кто знает: может быть, некоторые результаты будут настолько поразительными, что мы включим их в основную программу уже в этом году. Это же лаборатория! А мы, как учёные-исследователи, должны сначала посмотреть, как идёт эксперимент, а потом уже решать, можем ли мы применять результаты этого эксперимента для массового использования. Жизнь покажет.

Интервью: Евгений Веснин
Фото из личного архива Алексея Платунова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Алексей Платунов: «Странная ситуация пришла к нам сама»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.