Забытые работы Клодта обрели новую жизнь в Эрмитаже

Клодта

В пятницу, 21 февраля, в Западине Восточной галереи Зимнего дворца состоялось торжественное открытие выставки «Работы Петра Карловича Клодта. К завершению реставрации», которая будет доступна до 14 апреля.

КлодтаЭкспозиция выставки состоит из восьми фигур. Почти все они относятся к раннему этапу работы скульптора, прославившегося на весь мир произведениями, связанными с лошадьми, выполненными с анатомической точностью. Именно Пётр Карлович является автором шести коней, впряжённых в колесницу Славы, которая оформляет Нарвские ворота, а также четырёх статуй «Укротители коней», располагающихся на Аничковом мосту.

Теоретически выставку можно разделить на три части: работы, относящиеся к строительству монументального памятника Николаю Первому, ставшему последним крупным проектом Клодта, кабинетная скульптура и две миниатюрные фигуры коней, принадлежащих к Императорской придворной конюшне. Всё это произведения, остававшиеся в тени неизвестности многие годы, найденные спустя столь большое количество времени и возвращённые в первоначальное состояние. Художникам-реставраторам пришлось приложить немалые усилия, чтобы «Мидлетон» и «Английская фермерская» вновь приобрели экспозиционный вид. Особенно пострадал второй экземпляр. Огромное количество фрагментов было утрачено, а туловище животного не соединялось с ногами, еле-еле удерживаясь на вмонтированном скульптором каркасе, который к тому же был слегка деформирован, а, если точнее, погнут. Спустя пять долгих лет работы Андрей Александрович Новиков и Александра Михайловна Богданова всё же смогли устранить тяжкие повреждения.

«Чтобы вновь сконструировать лошадей, необходимо было склеить разбитые и разрозненные детали, а как именно это сделать — мы не представляли. Очень важно было понять, на какой высоте необходимо установить туловище, чтобы это соответствовало авторскому замыслу. Для этого мы стали искать похожие работы в других музеях и нашли аналоги этих лошадей. Представленные сегодня скульптуры были поздними отливками. Благодаря этому удалось уточнить размеры. Тем самым, мы для начала собрали скульптуру воедино, а затем, используя авторские каркасы, в прямом смысле слова отливали фигуры. Произведения очень богаты материалами. Мы использовали авторские методики, но заменили материалы, так что они теперь немного отличаются. Крайне дорогостоящее золотое покрытие нам не дали в распоряжение, поэтому лошадей тонировали другими красками и использовали плиссировки для создания нужного тона, а также вместо льняных применили шёлковые нити разных цветов», — описала процесс восстановления фигур художник-реставратор Александра Богданова.

Николай ПервыйПрежде чем установить памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади, Пётр Карлович перебрал несколько вариантов скульптуры. Изначально Клодт использовал посмертную маску императора, также присутствующую на выставке, чтобы придать чертам статуи портретное сходство. Конь правителя не поднимается на дыбы, а мирно стоит в первичной вариации. В этой версии лицо статуи лучше видно зрителям. Всадник спокойно и умиротворённо взирает на город сверху вниз, не демонстрируя яркого превосходства. Взор императора обращён вдаль. Он будто бы задумался о чём-то важном. В итоге Пётр Карлович изобразил лицо Николая Павловича Романова скрытым козырьком каски, которую император в выставочном варианте держит в правой руке.

Невдалеке от кабинетной статуи на стенах висят две картины, посвящённые возведению её старшего собрата. На первой изображены трое скульпторов, принимавших участие в её строительстве: Николай Александрович Рамазанов, Роберт Карлович Залеман и сам Барон Пётр Карлович Клодт фон Юренсбург, а также два из пяти барельефов, украшающих статую. Вторая гравюра Василия Фёдоровича Тимма передаёт сцену, в которой действующий император Александр Второй посетил мастерскую, чтобы проконтролировать создание посмертного памятника, посвящённого его отцу. Здесь мы видим поздний этап строительства. Лицо Николая Первого уже скрыто в тени козырька, а лошадь встала на дыбы.

Заключительной фигурой является сделанная из бронзы ещё одна кабинетная скульптура кавалергарда Яна Стриевского, принадлежавшего к подшефному полку императрицы Александры Фёдоровны. Всадник сидит на коне в пол-оборота. Его взгляд направлен в сторону от зрителя и напряжён. Ян Стриевский готов в любую секунду сорваться со спины животного и двинуться в самую гущу боя. Прототипом для создания лошади послужил тот же самый Мидлетон, уже присутствовавший в других работах скульптора.

Несмотря на небольшой объём, выставка раскрывает творчество Клодта с новой стороны, показывая ранние этапы его работы и первоначальные идеи монументальных произведений искусства.

Текст: Эллина Чернышёва
Фото: Анна Анфилатова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Забытые работы Клодта обрели новую жизнь в Эрмитаже"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.